Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Гендерный разрыв в доступе к образованию в Казахстане

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-3-125-139

Аннотация

Гендерное неравенство в сфере образования является проблемой как в развитых, так и в развивающих странах. Данное социальное явление имеет множество негативных последствий (неравенство в доходах, снижение человеческого капитала, сокращение экономического роста и др.). Целью данного исследования является выявление гендерного неравенства в образовании посредством анализа гендерных разрывов в доступе к образованию в Казахстане. Исследование проводилось в рамках концепции либерального феминизма по оценке участия женщин в образовании. Вопросы гендерного неравенства в образовании были изучены посредством индекса гендерного паритета с акцентом на анализ охвата образованием женщин и мужчин и их удовлетворенностью доступностью образовательных услуг. Основными методами исследования были экономико-статистический анализ и сравнение. Источниковую базу исследования составили статистические данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан за период с 2000 по 2022 годы. Ограничением исследования стало отсутствие данных за определенный период либо по уровню образования. В ходе исследования было выявлено, что в Казахстане существует гендерное неравенство в сфере послевузовского образования, где среди числа учащихся преобладают женщины. За рассматриваемый период гендерное неравенство снизилось на уровне магистратуры и усилилось на уровне докторантуры. При этом в период пандемии гендерное неравенство в образовании на уровне магистратуры увеличилось, на уровне докторантуры - снизилось. Основной причиной возникновения гендерного неравенства в сфере послевузовского образования является низкая привлекательность занятости в сферы образования и науки со стороны мужчин из-за низкого уровня доходов в данной сфере. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения престижа преподавательской и научно-исследовательской деятельности среди населения, в том числе посредством повышения заработной платы и обеспечения достойного социального пакета специалистам в данной сфере.

Об авторах

З. Т. Сатпаева
Институт экономики КН МНВО РК
Казахстан

PhD, ведущий научный сотрудник

ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы



Г. С. Ныгыметов
Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева
Казахстан

Докторант DBA

Коргалжинское шоссе 8, Z05K8C9, Астана



Список литературы

1. ADB (2021). CAREC gender assessment: Supplementary documentary for the CAREC Gender Strategy 2030. Asian Development Bank. https://dx.doi.org/10.22617/TCS210066-2

2. Al Masroori, B. (2023). Gender disparity in access to higher education: A review of the literature with special reference to the Omani context. The Open Review Journal, 8, 60-70. https://www.doi.org/10.47967/TOR2022COL/VOL8.05

3. An, J., Yu, J., & Zhu, L. (2020). The origins of intergroup resource inequality influence children’s decision to perpetuate or rectify inequality. Front. Psychol., 11, 571570. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.571570

4. Badriah, L.S., & Istiqomah, I. (2022). Does gender inequality lead to income inequality? Evidence from Indonesia Ekuilibrium: Jurnal Ilmiah Bidang Ilmu Ekonomi, 17(1), 1-13. https://doi.org/10.24269/ekuilibrium.v17i1.2022.pp1-13

5. Ben Saâd, M., & Assoumou-Ella, G. (2019). Economic complexity and gender inequality in education: An empirical study. Economics Bulletin, 39(1), 321-334. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3340913

6. Bertocchi, G., & Bozzano, M. (2019). Gender gaps in education. IZA – Institute of labor economics. Available at: https://docs.iza.org/dp12724.pdf

7. Blundell, R., Costa Dias, M., Joyce, R., & Xu, X. (2020). COVID-19 and Inequalities*. Fiscal Studies, 41, 291-319. https://doi.org/10.1111/1475-5890.12232

8. BNS (2023). The gender inequality index in the Republic of Kazakhstan. Bureau of National statistics of the Agency for Strategic planning and reforms of the Republic of Kazakhstan [cited May 27, 2023]. Available at: https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/download?hash=05b50c37779dcf048cbfb6d9e0b85b27&lang=en

9. CAREC Institute (2023). COVID-induced inequalities: education, health services, digital access, and female labor force participation: case studies from Azerbaijan, Kazakhstan, Pakistan, and Uzbekistan. Central Asia Regional Economic Cooperation Institute [cited May 27, 2023]. Available at: https://www.carecinstitute.org/wp-content/uploads/2023/03/COVID-induced-inequalities-for-publication-20230306.pdf

10. Dikshit, V.T. (2022). Feminists’ perspectives on gender gap in Education. IJFMR, 4(3), 24-35. https://doi.org/10.36948/ijfmr.2022.v04i03.004

11. Esen, Ö., & Seren, G.Y. (2022). The impact of gender inequality in education and employment on economic performance in Turkey: evidence from a cointegration approach. Equality, Diversity and Inclusion, 41(4), 592-607. https://doi.org/10.1108/EDI-04-2021-0099

12. Evans, D.K., Akmal, M., & Jakiela, P. (2020). Gender gaps in education: The long view. Center for Global Development. Available at: https://www.cgdev.org/sites/default/files/gender-gaps-education-long-view.pdf

13. Ezekwe, F., & Enweani, U.V. (2019). Gender inequality in education, ICT and employment: The socio-economic effects. Library Philosophy and Practice, 2603, 1-25.

14. Gupta, S., Pingali, Р.L., & Pinstrup-Andersen, P. (2017). Women’s empowerment in Indian agriculture: does market orientation of farming systems matter? Food Sec., 9, 1447–1463. https://doi.org/10.1007/s12571-017-0737-47

15. Issayeva, V.B. (2019). The theory of deprivation as a tool for studying non-traditional religiosity. Sociological Studies, 9, 39-50. https://www.doi.org/10.31857/S013216250006656-4 (In Russian)

16. Karimah, A., & Susanti, H. (2022). Gender inequality in education and regional economic growth in Indonesia. Jurnal Ekonomi Pembangunan, 20(1), 1-14. https://doi.org/10.29259/jep.v20i1.17841

17. Koh, S.Y. (2020). Inequality. In Ed. A. Kobayashi, International Encyclopedia of Human Geography. Elsevier. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-102295-5.10196-9

18. Leal Filho, W., Kovaleva, M., Tsani, S. et al. (2022). Promoting gender equality across the sustainable development goals. Environ Dev Sustain. https://doi.org/10.1007/s10668-022-02656-1

19. Li, L., Rizzo, M.T., Burkholder, A.R., & Killen, M. (2017). Theory of mind and resource allocation in the context of hidden inequality. Cogn Dev., 43, 25-36. https://www.doi.org/10.1016/j.cogdev.2017.02.001

20. Masahiro, A. (2019). Inequality in resource allocation and population dynamics models. R. Soc. open sci., 6, 182178-182178. http://doi.org/10.1098/rsos.182178

21. N26 (2021). The Female Opportunity Index 2021. N26 [cited May 27, 2023]. Available at: https://n26.com/en-eu/female-opportunity-index

22. Nowak, J.K. (2021). Gender Inequality in Education. In Ed. L. Daniela Human, Technologies and Quality of Education (pp. 424-433). University of Latvia. https://doi.org/10.22364/htqe.2021.31

23. OECD (2014a). Gender equality in the «Three Es» in the Asia/Pacific Region. OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/soc_aag-2014-5-en

24. OECD (2014b). Regulatory policy in Kazakhstan: Towards improved implementation. OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264214255-en

25. Riyanti, A., Umul, K., Indriyati, K., Dewi, N.P.J.L., & Lolowang, I. S. (2023). Why always women?: Gender inequality in Rusmini’s “Kenanga” (A Feminist criticism study). Journal of English Culture, Language, Literature and Education, 11(1), 28-43. https://doi.org/10.53682/eclue.v11i1.5931

26. Satpayeva, Z.T., Kireyeva, A.A., Kenzhegulova, G., & Yermekbayeva, D. (2020). Gender equality and women business of framework 5Ms in Kazakhstan: Analysis and basic directions. Journal of Asian Finance, Economics and Business, 7(3), 253-263. https://doi.org/10.13106/jafeb.2020.vol7.no3.253

27. Stewart, F. (2013). Approaches towards inequality and inequity: Concepts, measures and policies. UNICEF Office of Research. Available at: https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/stewart%20inequality_inequity_layout_fin.pdf

28. Subrahmanian, R. (2005). Gender equalityin education: Definitions and measurements. International Journal of Educational Development, 25, 395– 407. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2005.04.003

29. Therborn, G. (2021). Globalization and inequality: Issues of conceptualization and of explanation. Social Welt, 4, 449-476. http://www.jstor.org/stable/40878367

30. UN (2015). Concepts of inequality. Available at: https://www.un.org/en/development/desa/policy/wess/wess_dev_issues/dsp_policy_01.pdf

31. WEF (2022). Global Gender Gap Report 2022. World Economic Forum.

32. Zajda, J. (2022). Discourses of Gender Inequality in Education. In Discourses of Globalisation and Education Reforms: Overcoming Discrimination (pp. 45-58). Springer International Publishing. https://doi.org/10.21125/inted.2022.1422


Рецензия

Для цитирования:


Сатпаева З.Т., Ныгыметов Г.С. Гендерный разрыв в доступе к образованию в Казахстане. Economics: the strategy and practice. 2023;18(3):125-139. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-3-125-139

For citation:


Satpayeva Z.T., Nygymetov G.S. Gender Gap in Access to Education in Kazakhstan. Economics: the strategy and practice. 2023;18(3):125-139. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-3-125-139

Просмотров: 399


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)