Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Рынок электронной коммерции в Казахстане: анализ состояния и направления развития

https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3

Аннотация

Сегодня глобальный мир характеризуется активным развитием и повсеместным проникновеним информационно-коммуникативных технологий в различные сферы жизнедеятельности. Эта тенденция также повлияла на способы и форматы ведения бизнеса: сегодня уже активно развивается электронная коммерция, которая предоставила новые перспективы развития для бизнеса в виде экономии на транскционных издержках, возможности доступа к глобальным рынкам без необходимости присутствия на месте и т.д.
Целью статьи является выявление барьеров развития рынка электронной коммерции Республики Казахстан и разработка предложений по их устранению.
В статье исследованы проблемы и причины недостаточного уровня развития электронной коммерции в Казахстане посредством проведения анализа состояния рынка электронной коммерции и основных факторов, определяющих темпы его развития. Выявлены причины низкой предпринимательской активности на исследуемом рынке с определением правовых, инфраструктурных и других барьеров развития. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для регулирования рынка электронной коммерции. В частности, они могут быть использованы для разработки и реализации программ в области стимулирования предпринимательской активности на рынке электронной коммерции и улучшения ее инфраструктуры.

Об авторах

А. Б. Жанбозова
Институт экономики КН МОН РК
Казахстан

корреспондирующий автор, научный сотрудник, PhD-докторант ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва



Т. А. Азатбек
ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва
Казахстан

д.э.н., профессор



С. Н. Валиева
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
Казахстан

PhD, ст. преподаватель кафедры «Менеджмент»



И. Н. Тузелбаева
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
Казахстан

к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Менеджмент»



К. Б. Жуманазаров
Казахский университет технологии и бизнеса
Казахстан

к.э.н., доцент



Список литературы

1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting - New York: Basic Books, 1999. – 507 p.

2. Evans P.B., Wurster T.S. Strategy and the new economics of information // Harvard business review. – 1997. – № 75 (5). – P. 70-82

3. Leamer E.E., Storper M. The economic geography of the internet age // Journal of International Business Studies. – 2001. – № 32 (4). – P. 641-665

4. Czernich N., Falck O., Kretschmer T., Woessmann L. Broadband Infrastructure and Economic Growth // Economic Journal. – 2011. – № 121 (552). – P. 505-532

5. Porter M. Strategy and the Internet // Harvard business review. – 2001. – № 79 (3). – P. 62-78

6. Litan R.E., Rivlin A.M. Projecting the economic impact of the internet // American Economic Review. – 2001. – № 91 (2). – P. 313-317

7. Kosiur D. R. Understanding Electronic Commerce – Redmond, Washington: Microsoft Press, 1997. – 287 p.

8. Amor D. The e-business (r)evolution living and working in an interconnected world. – NJ: Prentice Hall PTR in Upper Saddle River, 2000. – 636 p.

9. Haig M. E-Business Essentials. – London: Kogan Page, 2005. – 128 p.

10. Gary P. Electronic Commerce. Ninth Edition. – United States of America: Schneider, 2017. – 624 p.

11. Friberg R., Ganslandt, M., Sandström M. E-commerce and prices - theory and evidence. –SSE/ EFI Working Paper Series in Economics and Finance, Stockholm School of Economics, 2000. No 389, https://EconPapers.repec.org/RePEc:hhs:hastef:0389

12. Friberg R., Ganslandt M., Sandström M. Pricing Strategies in E-Commerce: Bricks vs. Clicks. – Working Paper Series, Research Institute of Industrial Economics, 2001. – No 559. https://EconPapers.repec.org/RePEc:hhs:iuiwop:0559

13. Smith M., Bailey J. and Brynjolfsson E. Understanding digital markets: review and assessment. – MIT Press, 1999. – 34 p.

14. Kauffman R.J., Walden E.A. Economics and electronic commerce: Survey and directions for research // International Journal of Electronic Commerce. – 2001. – № 5 (4), Pp. 5–116

15. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 684 с.

16. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2011. – 336 с.

17. Грехов А.М. Электронный бизнес (Е-коммерция): учебное пособие – К.:Кондор, 2008. – 302 с.

18. Климченя Л.С. Электронная. Коммерция – Минск: Высш школа, 2004. – 191 с.

19. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учебное пособиею - 2011. – 674 с.

20. Царев В.В., Кантаравич, А.А. Электронная. Коммерция. - СПб:. Питер, 2002. – 320 с.

21. Рейман Л. Д. Электронная коммерция: учеб. пособие / Под ред. Л. Д. Реймана. - М.: НТЦ «ФРИОД-ИНФО», 2002. – 272с

22. Сигел Д. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. – М.: Олимп-бизнес, 2011. – 384 с.

23. Савельев А. Электронная коммерция в России и за рубежом. – М.: Статут, 2014. – 544с.

24. Дик В.В., Лужецкий М.В., Родионов А.Э. Электронная коммерция. – М.:Московская финансово-промышленная академия, 2005. – 376 с.

25. Крымский И.А., Павлов К.В. Проблемы и перспективы развития электронной экономики в России. – Мурманск: Изд-во Кольского НЦ РАН, 2007. – 187 с.

26. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 208 с.

27. Lee H.G., Clark T.H. Impacts of the electronic marketplace on transaction cost and market structure // International Journal of Electronic Commerce. – 1996. – № 1(1), – P. 127-149

28. Kotler P., Armstrong G. Principles of Marketing. – 17th. ed. Global Edition. Pearson, 2017. – 736 p.

29. Koch R. The Financial Times guide to strategy: how to create and pursue a winning strategy. – 4th ed. London: Prentice Hall, 2011. – 392 p.

30. Bowles S. Microeconomics: Behavior, Institutions, and Evolution. Princeton University Press, 2003. – 599 p.

31. Бергер Э. Дж. Е-коммерция и цепи поставок: ломка прежних границ. Управление цепями поставок / под ред. Дж. Л. Гатторны. – М.: Инфра-М, 2008. – 670 c.

32. Калужский М. Л. Приоритеты институционального регулирования электронной коммерции: Россия и мировые тенденции // Приоритеты России. – 2013. – № 42 (231) – C.11-22

33. Doernberg R. & Hinnekens L. Electronic Commerce and International Taxation. – Boston: Kluwer Law International, 1999. – 380 p.

34. Frieden K. Cybertaxation: The Taxation of E-Commerce. – Chicago, IL: CCH Incorporated and Arthur Andersen LLP, 2000. – 585 p.

35. Hellerstein W. Internet Tax Freedom Act Limits States’ Power to Tax Internet Access and Electronic Commerce // Journal of Taxation. – 1999. – № 90. – P. 5–10.

36. Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы. Владивосток: ВГУЭС, 2010. – 176 c.

37. Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Жуманазаров К.Б. Вопросы налогообложения субъектов электронной коммерции в Казахстане // «Учет, статистика и аудит», 2020. - № 1 (76). – С. 222 -226

38. Российский eCommerce и eGrocery в 2019 году: аналитика JP Morgan. Журнал об электронной коммерции E-pepper. 18 Мая 2020. – URL: https://e-pepper.ru/news/rossiyskiy-ecommercev-21019-godu-analitika-jp-morgan.html (Дата обращения: 20.07.2020)

39. Panzabekova A.Zh., Zhanbozova A.B., Zhumanazarov K.B. Electronic public involvement: modern challenges for Kazakhstan // Reports of the National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2020. – № 1 (329). – P. 147-153. https://doi.org/10.32014/2020.2518-1483.19

40. UNCTAD B2C E-COMMERCE INDEX 2019 // United Nations Conference on Trade And Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tn_unctad_ict4d14_en.pdf (Дата обращения: 23.07.2020)

41. Каримова Дж. Около 130 тыс жителей Казахстана не получат интернет в этом году // LS [Электронный ресурс]. URL: https://lsm.kz/vkazahstane-okolo-130-tys-chelovek-ostanutsya-bezinterneta (Дата обращения: 23.07.2020)

42. Какое будущее у электронной торговли в Казахстане // Zakon.kz [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4940532-kakoe-budushcheeu-elektronnoy-torgovli.html (Дата обращения: 29.08.2020)


Рецензия

Для цитирования:


Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Валиева С.Н., Тузелбаева И.Н., Жуманазаров К.Б. Рынок электронной коммерции в Казахстане: анализ состояния и направления развития. Economics: the strategy and practice. 2021;16(1):34-48. https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3

For citation:


Zhanbozova A.B., Azatbek T.A., Valieva S.N., Tuzelbaeva I.N., Zhumanazarov K.B. The e-commerce market in Kazakhstan: analysis of the state and development directions. Economics: the strategy and practice. 2021;16(1):34-48. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3

Просмотров: 4932


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)