Рынок электронной коммерции в Казахстане: анализ состояния и направления развития
Аннотация
Сегодня глобальный мир характеризуется активным развитием и повсеместным проникновеним информационно-коммуникативных технологий в различные сферы жизнедеятельности. Эта тенденция также повлияла на способы и форматы ведения бизнеса: сегодня уже активно развивается электронная коммерция, которая предоставила новые перспективы развития для бизнеса в виде экономии на транскционных издержках, возможности доступа к глобальным рынкам без необходимости присутствия на месте и т.д.
Целью статьи является выявление барьеров развития рынка электронной коммерции Республики Казахстан и разработка предложений по их устранению.
В статье исследованы проблемы и причины недостаточного уровня развития электронной коммерции в Казахстане посредством проведения анализа состояния рынка электронной коммерции и основных факторов, определяющих темпы его развития. Выявлены причины низкой предпринимательской активности на исследуемом рынке с определением правовых, инфраструктурных и других барьеров развития. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для регулирования рынка электронной коммерции. В частности, они могут быть использованы для разработки и реализации программ в области стимулирования предпринимательской активности на рынке электронной коммерции и улучшения ее инфраструктуры.
Об авторах
А. Б. ЖанбозоваКазахстан
корреспондирующий автор, научный сотрудник, PhD-докторант ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва
Т. А. Азатбек
Казахстан
д.э.н., профессор
С. Н. Валиева
Казахстан
PhD, ст. преподаватель кафедры «Менеджмент»
И. Н. Тузелбаева
Казахстан
к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Менеджмент»
К. Б. Жуманазаров
Казахстан
к.э.н., доцент
Список литературы
1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting - New York: Basic Books, 1999. – 507 p.
2. Evans P.B., Wurster T.S. Strategy and the new economics of information // Harvard business review. – 1997. – № 75 (5). – P. 70-82
3. Leamer E.E., Storper M. The economic geography of the internet age // Journal of International Business Studies. – 2001. – № 32 (4). – P. 641-665
4. Czernich N., Falck O., Kretschmer T., Woessmann L. Broadband Infrastructure and Economic Growth // Economic Journal. – 2011. – № 121 (552). – P. 505-532
5. Porter M. Strategy and the Internet // Harvard business review. – 2001. – № 79 (3). – P. 62-78
6. Litan R.E., Rivlin A.M. Projecting the economic impact of the internet // American Economic Review. – 2001. – № 91 (2). – P. 313-317
7. Kosiur D. R. Understanding Electronic Commerce – Redmond, Washington: Microsoft Press, 1997. – 287 p.
8. Amor D. The e-business (r)evolution living and working in an interconnected world. – NJ: Prentice Hall PTR in Upper Saddle River, 2000. – 636 p.
9. Haig M. E-Business Essentials. – London: Kogan Page, 2005. – 128 p.
10. Gary P. Electronic Commerce. Ninth Edition. – United States of America: Schneider, 2017. – 624 p.
11. Friberg R., Ganslandt, M., Sandström M. E-commerce and prices - theory and evidence. –SSE/ EFI Working Paper Series in Economics and Finance, Stockholm School of Economics, 2000. No 389, https://EconPapers.repec.org/RePEc:hhs:hastef:0389
12. Friberg R., Ganslandt M., Sandström M. Pricing Strategies in E-Commerce: Bricks vs. Clicks. – Working Paper Series, Research Institute of Industrial Economics, 2001. – No 559. https://EconPapers.repec.org/RePEc:hhs:iuiwop:0559
13. Smith M., Bailey J. and Brynjolfsson E. Understanding digital markets: review and assessment. – MIT Press, 1999. – 34 p.
14. Kauffman R.J., Walden E.A. Economics and electronic commerce: Survey and directions for research // International Journal of Electronic Commerce. – 2001. – № 5 (4), Pp. 5–116
15. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 684 с.
16. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2011. – 336 с.
17. Грехов А.М. Электронный бизнес (Е-коммерция): учебное пособие – К.:Кондор, 2008. – 302 с.
18. Климченя Л.С. Электронная. Коммерция – Минск: Высш школа, 2004. – 191 с.
19. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учебное пособиею - 2011. – 674 с.
20. Царев В.В., Кантаравич, А.А. Электронная. Коммерция. - СПб:. Питер, 2002. – 320 с.
21. Рейман Л. Д. Электронная коммерция: учеб. пособие / Под ред. Л. Д. Реймана. - М.: НТЦ «ФРИОД-ИНФО», 2002. – 272с
22. Сигел Д. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. – М.: Олимп-бизнес, 2011. – 384 с.
23. Савельев А. Электронная коммерция в России и за рубежом. – М.: Статут, 2014. – 544с.
24. Дик В.В., Лужецкий М.В., Родионов А.Э. Электронная коммерция. – М.:Московская финансово-промышленная академия, 2005. – 376 с.
25. Крымский И.А., Павлов К.В. Проблемы и перспективы развития электронной экономики в России. – Мурманск: Изд-во Кольского НЦ РАН, 2007. – 187 с.
26. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 208 с.
27. Lee H.G., Clark T.H. Impacts of the electronic marketplace on transaction cost and market structure // International Journal of Electronic Commerce. – 1996. – № 1(1), – P. 127-149
28. Kotler P., Armstrong G. Principles of Marketing. – 17th. ed. Global Edition. Pearson, 2017. – 736 p.
29. Koch R. The Financial Times guide to strategy: how to create and pursue a winning strategy. – 4th ed. London: Prentice Hall, 2011. – 392 p.
30. Bowles S. Microeconomics: Behavior, Institutions, and Evolution. Princeton University Press, 2003. – 599 p.
31. Бергер Э. Дж. Е-коммерция и цепи поставок: ломка прежних границ. Управление цепями поставок / под ред. Дж. Л. Гатторны. – М.: Инфра-М, 2008. – 670 c.
32. Калужский М. Л. Приоритеты институционального регулирования электронной коммерции: Россия и мировые тенденции // Приоритеты России. – 2013. – № 42 (231) – C.11-22
33. Doernberg R. & Hinnekens L. Electronic Commerce and International Taxation. – Boston: Kluwer Law International, 1999. – 380 p.
34. Frieden K. Cybertaxation: The Taxation of E-Commerce. – Chicago, IL: CCH Incorporated and Arthur Andersen LLP, 2000. – 585 p.
35. Hellerstein W. Internet Tax Freedom Act Limits States’ Power to Tax Internet Access and Electronic Commerce // Journal of Taxation. – 1999. – № 90. – P. 5–10.
36. Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы. Владивосток: ВГУЭС, 2010. – 176 c.
37. Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Жуманазаров К.Б. Вопросы налогообложения субъектов электронной коммерции в Казахстане // «Учет, статистика и аудит», 2020. - № 1 (76). – С. 222 -226
38. Российский eCommerce и eGrocery в 2019 году: аналитика JP Morgan. Журнал об электронной коммерции E-pepper. 18 Мая 2020. – URL: https://e-pepper.ru/news/rossiyskiy-ecommercev-21019-godu-analitika-jp-morgan.html (Дата обращения: 20.07.2020)
39. Panzabekova A.Zh., Zhanbozova A.B., Zhumanazarov K.B. Electronic public involvement: modern challenges for Kazakhstan // Reports of the National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2020. – № 1 (329). – P. 147-153. https://doi.org/10.32014/2020.2518-1483.19
40. UNCTAD B2C E-COMMERCE INDEX 2019 // United Nations Conference on Trade And Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tn_unctad_ict4d14_en.pdf (Дата обращения: 23.07.2020)
41. Каримова Дж. Около 130 тыс жителей Казахстана не получат интернет в этом году // LS [Электронный ресурс]. URL: https://lsm.kz/vkazahstane-okolo-130-tys-chelovek-ostanutsya-bezinterneta (Дата обращения: 23.07.2020)
42. Какое будущее у электронной торговли в Казахстане // Zakon.kz [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4940532-kakoe-budushcheeu-elektronnoy-torgovli.html (Дата обращения: 29.08.2020)
Рецензия
Для цитирования:
Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Валиева С.Н., Тузелбаева И.Н., Жуманазаров К.Б. Рынок электронной коммерции в Казахстане: анализ состояния и направления развития. Economics: the strategy and practice. 2021;16(1):34-48. https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3
For citation:
Zhanbozova A.B., Azatbek T.A., Valieva S.N., Tuzelbaeva I.N., Zhumanazarov K.B. The e-commerce market in Kazakhstan: analysis of the state and development directions. Economics: the strategy and practice. 2021;16(1):34-48. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3