Анализ социально-экономических факторов влияющих на бедность в регионах Казахстана
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-3-189-206
Аннотация
Цель данной работы – изучение влияния демографических, социально-экономических факторов, влияющих на уровень бедности в регионах Казахстана. В исследовательской работе изучены Атырауская, Туркестанская, Мангистауская, Акмолинская области с уровнем бедности выше среднего по Казахстану. Основные факторы, влияющие на бедность, делятся на четыре группы: экономические, демографические, социальные и географические. Текущее исследование направлено на анализ общей динамики бедности в Республике Казахстан. В соответствии с этим, исследование направлено на изучение влияния трех факторов (экономических, демографических и социальных) на абсолютную бедность. Рассматриваемый период охватывал десять лет с 2011 по 2021 год. Было выдвинуто пять гипотез. Для анализа данных использовалась программа SPSS, и был проведен корреляционно- регрессионный анализ. Результаты исследования показывают, что среднемесячная заработная плата, валовой региональный продукт, прожиточный минимум, количество студентов в высших учебных заведениях, количество получателей государственных пенсионных выплат, назначенные государственные социальные выплаты существенно влияют на уровень бедности в Туркестанской области. Ликвидация бедности – одна из самых больших и важных задач общества. Это основная миссия Всемирного банка и главная цель в области устойчивого развития, отражающая согласие 193 стран по основным социально-экономическим приоритетам. Результаты исследования могут быть использованы как на государственном, так и на местном уровне для разработки программ и стратегий по борьбе с бедностью в регионах Казахстана.
Об авторах
Г. М. СагиндыковаКазахстан
Кандидат экономических наук, исполняющий обязанности доцента
ул. Жубанова 7, 010010, Астана
С. Г. Серикбаева
Казахстан
Кандидат экономических наук, исполняющий обязанности ассоциированного профессора
проспект Абая 8, 050010, Алматы
К. К. Хасенова
Казахстан
Кандидат экономических наук, доцент
ул. Сатпаева 2, 010008, Астана
Г. К. Демеуова
Казахстан
Кандидат экономических наук, старший преподаватель
проспект А. Молдагуловой 34, 030000, Актобе
И. Ш. Ажаипова
Казахстан
М.э.н, старший преподаватель
проспект А. Молдагуловой 34, 030000, Актобе
Список литературы
1. Azorín, C. (2020). Beyond COVID-19 supernova. Is another education coming?. Journal of Professional Capital and Community, 5(3/4), 381-390. https://doi.org/10.1108/JPCC-05-2020-0019
2. Bauer, A., Garman, E., McDaid, D., Avendano, M., Hessel, P., Díaz, Y., ... & Evans-Lacko, S. (2021). Integrating youth mental health into cash transfer programmes in response to the COVID-19 crisis in low-income and middle-income countries. The Lancet Psychiatry, 8(4), 340-346. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30382-5
3. Bednar, D. J., & Reames, T. G. (2020). Recognition of and response to energy poverty in the United States. Nature Energy, 5(6), 432-439. https://doi.org/10.1038/s41560-020-0582-0
4. Black, R. E., Liu, L., Hartwig, F. P., Villavicencio, F., Rodriguez-Martinez, A., Vidaletti, L. P., ... & Victora, C. G. (2022). Health and development from preconception to 20 years of age and human capital. The Lancet, 399(10336), 1730-1740. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)02533-2
5. Buheji, M., da Costa Cunha, K., Beka, G., Mavric, B., De Souza, Y. L., da Costa Silva, S. S., ... & Yein, T. C. (2020). The extent of covid-19 pandemic socio-economic impact on global poverty. a global integrative multidisciplinary review. American Journal of Economics, 10(4), 213-224. https://doi.org/10.5923/j.economics.20201004.02
6. Charlier, D., & Legendre, B. (2019). A multidimensional approach to measuring fuel poverty. The Energy Journal, 40(2), 27-53. https://doi.org/10.5547/01956574.40.2.bleg
7. Dube, E., Mtapuri, O., & Matunhu, J. (2018). Flooding and poverty: Two interrelated social problems impacting rural development in Tsholotsho district of Matabeleland North province in Zimbabwe. Jàmbá: Journal of Disaster Risk Studies, 10(1), 455. https://doi.org/10.4102/jamba.v10i1.455
8. Gough, I. (2020). Defining floors and ceilings: the contribution of human needs theory. Sustainability: Science, Practice and Policy, 16(1), 208-219. https://doi.org/10.1080/15487733.2020.1814033
9. Hegedüs, J. (2017). Social housing in post-crisis Hungary: A reshaping of the housing regime under ‘unorthodox’ economic and social policy. Critical Housing Analysis, 4(1), 90. https://doi.org/10.13060/23362839.2017.4.1.328
10. Hossain, M. I. (2021). COVID-19 impacts on employment and livelihood of marginal people in Bangladesh: lessons learned and way forward. South Asian Survey, 28(1), 57-71. https://doi.org/10.1177/0971523121995072
11. Huang, G., Zhang, H. O., & Xue, D. (2018). Beyond unemployment: Informal employment and heterogeneous motivations for participating in street vending in present-day China. Urban Studies, 55(12), 2743-2761. https://doi.org/10.1177/0042098017722738
12. Kangas, O., & Ritakallio, V. M. (2019). Different methods-different results? Approaches to multidimensional poverty. In Empirical poverty research in a comparative perspective (pp. 167-204). Routledge.
13. Kitamura, N., Abbas, K., & Nathwani, D. (2022). Public health and social measures to mitigate the health and economic impact of the COVID-19 pandemic in Turkey, Egypt, Ukraine, Kazakhstan, and Poland during 2020–2021: situational analysis. BMC public health, 22(1), 991. https://doi.org/10.1186/s12889-022-13411-6
14. Lutz, W., Striessnig, E., Dimitrova, A., Ghislandi, S., Lijadi, A.A., Reiter, C., Spitzer, S., & Yildiz, D. (2021). Years of good life is a well-being indicator designed to serve research on sustainability. Proceedings of the National Academy of Sciences, 118(12), e1907351118. https://doi.org/10.1073/pnas.1907351118
15. Madani, R. A. (2019). Analysis of Educational Quality, a Goal of Education for All Policy. Higher Education Studies, 9(1), 100-109. https://doi.org/10.5539/HES.V9N1P100
16. NájeraCatalán, H. E. (2019). Reliability, population classification and weighting in multidimensional poverty measurement: A Monte Carlo study. Social indicators research, 142(3), 887-910. https://doi.org/10.1007/s11205-018-1950-z
17. Plucker, J. A., & Peters, S. J. (2018). Closing poverty-based excellence gaps: Conceptual, measurement, and educational issues. Gifted Child Quarterly, 62(1), 56-67. https://doi.org/10.1177/0016986217738566
18. Rajabov, N. (2020). Poverty: Basic Principles of the State at its Reduction. Archive of scientific research, 11(9), 1501-1508.
19. Tigre, G. (2019). Vulnerability to poverty in Ethiopia. Efficiency, equity and well-being in selected African countries, 69-96. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11419-0_4
Рецензия
Для цитирования:
Сагиндыкова Г.М., Серикбаева С.Г., Хасенова К.К., Демеуова Г.К., Ажаипова И.Ш. Анализ социально-экономических факторов влияющих на бедность в регионах Казахстана. Economy: strategy and practice. 2023;18(3):189-206. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-3-189-206
For citation:
Sagindykova G.M., Serikbayeva S.G., Khassenova K.K., Demeuova G.K., Azhaipova I.Sh. Analysis of Socio-Economic Factors Affecting Poverty in the Regions of Kazakhstan. Economy: strategy and practice. 2023;18(3):189-206. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-3-189-206