Preview

Economy: strategy and practice

Расширенный поиск

Оценка удовлетворенности студентов дуальным обучением в образовательных программах Казахстана

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-3-137-150

Аннотация

Дуальное образование, представляющее собой гибридную модель, которая сочетает в себе классное обучение с практической подготовкой на производстве, является важным компонентом системы профессионального и технического образования (СПТО). Несмотря на широкое внедрение дуальной системы, существуют значительные пробелы в понимании ее влияния на удовлетворенность студентов. Цель данного исследования заключается в анализе ключевых факторов, влияющих на удовлетворенность студентов дуальной системой образования в Казахстане, с акцентом на влияние практической и теоретической подготовки. В исследовании использован количественный подход, данные собирались с помощью структурированного опроса среди студентов, обучающихся по программам дуального образования в различных учебных заведениях. Опрос измерял общую удовлетворенность и профессиональный опыт по шкале Лайкерта. Анализ показал, что практическая составляющая дуального образования увеличивает удовлетворенность студентов на 42,3%, теоретическая подготовка — на 35,1%, а профессиональный опыт — на 16,6%. Модель объясняет 46,3% изменений в общей удовлетворенности студентов. Это свидетельствует о том, что как практические, так и теоретические компоненты критически важны для улучшения опыта студентов в дуальных образовательных программах. Выводы подчеркивают необходимость дальнейшего развития как практических, так и теоретических аспектов дуального обучения для удовлетворения потребностей студентов и рынка труда. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ профессионального обучения и их адаптации к требованиям рынка. Необходимы дальнейшие исследования для изучения специфических проблем, с которыми сталкиваются различные специальности в дуальной системе образования.

Об авторах

Г. Ж. Доскеева
Университет Нархоз
Казахстан

д.э.н., профессор

ул. Жандосова 55, Алматы



Р. А. Кузембекова
Университет Нархоз
Казахстан

старший преподаватель

ул. Жандосова 55, Алматы



Т. А. Джунисбекова
Международный Таразский инновационный институт им. Ш. Муртазы
Казахстан

к.э.н.

ул. Желтоксан 69, Тараз



Список литературы

1. Achatz, J., Jahn, K., & Schels, B. (2022). On the non-standard routes: vocational training measures in the school-to-work transitions of lower-qualified youth in Germany. Journal of Vocational Education & Training, 74(2), 289-310. https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1760335

2. Allais, S. (2022). Skills for industrialisation in sub-Saharan African countries: why is systemic reform of technical and vocational systems so persistently unsuccessful? Journal of Vocational Education & Training, 74(3), 475-493. https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1782455

3. Awad, A., & Yussof, I. (2017). International Trade and Unemployment: Evidence from Selected ASEAN+ 3 Countries. DLSU Business & Economics Review, 27(1), 124-144. https://doi.org/10.1080/10168737.2019.1604787

4. Bekenova, A. (2022). Factors Influencing Youth Unemployment in Kazakhstan. International Journal of Civil Service Reform and Practice, 7(1). https://doi.org/10.56289/ijcsrp.161

5. Boonk, L. M., Gijselaers, H. J., Ritzen, H., & Brand-Gruwel, S. (2022). Student-perceived parental involvement as a predictor for academic motivation in vocational education and training (VET). Journal of Vocational Education & Training, 74(2), 187-209. https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1745260

6. Chesnut, S. R., & Burley, H. (2015). Self-efficacy as a predictor of commitment to the teaching profession: A meta-analysis. Educational research review, 15, 1-16. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2015.02.001

7. Choi, N., Chang, M., Kim, S., & Reio Jr, T. G. (2015). A structural model of parent involvement with demographic and academic variables. Psychology in the Schools, 52(2), 154-167. https://doi.org/10.1002/pits.21813

8. Doris, A., O’Neill, D., & Sweetman, O. (2020). Does Reducing Unemployment Benefits during a Recession Reduce Youth Unemployment?: Evidence from a 50 Percent Cut in Unemployment Assistance. Journal of Human Resources, 55(3), 902-925. https://doi.org/10.3368/jhr.55.4.0518-9501R1

9. Doskeyeva, G. Zh. (2021). Assessment of the current status of youth employment in Kazakhstan and the system of its state support. Central Asian Economic Review, 2, 107–120. https://doi.org/10.52821/2224-55612021-2-107-120

10. Dutschke, A. (2018). Understanding VET teacher attitudes to student support in a major public VET provider. International Journal of Training Research, 16(2), 163181. https://doi.org/10.1080/14480220.2018.1461674

11. Dutt, P., Mitra, D., & Ranjan, P. (2009). International trade and unemployment: Theory and cross-national evidence. Journal of International Economics, 78(1), 32-44. https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2009.02.005

12. Eichhorst, W., & Marx, P. (2021). How stable is labour market dualism? Reforms of employment protection in nine European countries. European Journal of Industrial Relations, 27(1), 93-110. https://doi.org/10.1177/0959680119899199

13. Ertl, H. (2020). Dual study programmes in Germany: blurring the boundaries between higher education and vocational training? Oxford Review of Education, 46(1), 79-95. https://doi.org/10.1080/03054985.2019.1687438

14. Ghoshray, A., Ordóñez, J., & Sala, H. (2016). Euro, crisis and unemployment: Youth patterns, youth policies? Economic Modelling, 58, 442-453. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2016.05.017

15. Hautz, H., & Thoma, M. (2021). Teacher subjectivation in the quality dispositive: The example of VET in Austria. British Journal of sociology of Education, 42(56), 792-811. https://doi.org/10.1080/01425692.2021.1908117

16. Hippach-Schneider, U., Weigel, T., Brown, A., & Gonon, P. (2013). Are graduates preferred to those completing initial vocational education and training? Case studies on company recruitment strategies in Germany, England and Switzerland. Journal of Vocational Education & Training, 65(1), 1-17. https://doi.org/10.1080/13636820.2012.727856

17. Loo, S. (Ed.). (2022). Teacher Educators in Vocational and Further Education. Springer.

18. Ling, M. (2015). “Bad students go to vocational schools!”: Education, social reproduction and migrant youth in urban China. The China Journal, 73, 108-131. https://doi.org/10.1086/679271

19. Liu, L. C. H. (2021). Influence of learning and internship satisfaction on students’ intentions to stay at their current jobs: Survey of students participating in Taiwan’s dual education system. Empirical Research in Vocational Education and Training, 13, 1-20. https://doi.org/10.1186/s40461-021-00121-3

20. Noelke, C. (2016). Employment protection legislation and the youth labour market. European Sociological Review, 32(4), 471-485. https://doi.org/10.1093/esr/jcv088

21. Maier, T. (2022). Advanced further training or dual higher education study: a choice experiment on the influence of employers’ preferences on career advancement. Journal for Labour Market Research, 56(1), 4. https://doi.org/10.1186/s12651-022-00309-4

22. Misbah, Z., Gulikers, J., Dharma, S., & Mulder, M. (2020). Evaluating competence-based vocational education in Indonesia. Journal of Vocational Education & Training, 72(4), 488-515. https://doi.org/10.1080/13636820.2019.1635634

23. Mourshed, M., Patel, J., & Suder, K. (2014). Education to employment: Getting Europe’s youth into work. New York, McKinsey Center for Government.

24. O’Reilly, J., Eichhorst, W., Gabos, A., Hadjivassiliou, K., Lain, D., Leschke, J., McGuinness, S., Kurekova, L. M., Nazio, T., Ortlieb, R., Russell, H., & Villa, P. (2015). Five characteristics of youth unemployment in Europe: Flexibility, education, migration, family legacies, and EU policy. Sage Open, 5(1), 2158244015574962. https://doi.org/10.1177/2158244015574962

25. Pastore, F. (2017). Getting it right: Youth employment policy within the EU. CESifo Forum, 18(2), 26-33. https://hdl.handle.net/10419/166714

26. Piopiunik, M., Schwerdt, G., Simon, L., & Woessmann, L. (2020). Skills, signals, and employability: An experimental investigation. European Economic Review, 123, 103374. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2020.103374

27. Qasim, Y., & Mahmood, Z. (2022). Technopreneurship Education: The way to rebuild COVID-19 affected economy. Journal of Management and Research, 9(1), 1-22. https://doi.org/10.29145/jmr/91/01

28. Schmid, E., & Haukedal, C. L. (2022). Identifying resilience promoting factors in vocational education and training: a longitudinal qualitative study in Norway. Empirical Research in Vocational Education and Training, 14(1), 11.https://doi.org/10.1186/s40461-022-00139-1

29. Selenko, E., & Pils, K. (2019). The after-effects of youth unemployment: More vulnerable persons are less likely to succeed in Youth Guarantee programmes. Economic and industrial democracy, 40(2), 282-300. https://doi.org/10.1177/0143831X16653186

30. Shi, Y., & Bangpan, M. (2022). Young people’s participation experiences of technical and vocational education and training interventions in low-and middle-income countries: a systematic review of qualitative evidence. Empirical Research in Vocational Education and Training, 14(1), 1-42. https://doi.org/10.1186/s40461-022-00136-4

31. Sirk, M., Ümarik, M., & Loogma, K. (2022). The necessity of vocational educational changes as perceived by Estonian vocational teachers. Journal of Vocational Education & Training, 74(3), 373-393. https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1765842

32. Speckesser, S. S., Gonzalez Carreras, F. J., & Kirchner Sala, L. (2019). Active labour market policies for young people and youth unemployment: An analysis based on aggregate data. International journal of manpower, 40(8), 1510-1534. https://doi.org/10.1108/IJM-03-2018-0100

33. Suaphan, P. (2015). Why I choose a vocational high school: The study of elicited expectation and educational decision. Columbia University.

34. Wang, A., & Guo, D. (2019). Technical and vocational education in China: enrolment and socioeconomic status. Journal of Vocational Education & Training, 71(4), 538-555. https://doi.org/10.1080/13636820.2018.1535519


Рецензия

Для цитирования:


Доскеева Г.Ж., Кузембекова Р.А., Джунисбекова Т.А. Оценка удовлетворенности студентов дуальным обучением в образовательных программах Казахстана. Economy: strategy and practice. 2024;19(3):137-150. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-3-137-150

For citation:


Doskeyeva G.Zh., Kuzembekova R.A., Junisbekova T.A. Assessment of Student Satisfaction with Dual Education in Educational Programs in Kazakhstan. Economy: strategy and practice. 2024;19(3):137-150. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-3-137-150

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)