Жасыл экономиканы дамытудағы білім берудің рөлі: Қазақстан мен Түркия мысалында
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-4-117-132
Аннотация
В настоящее время вопрос образования в контексте развития «зеленой» экономики является одной из актуальных глобальных задач.В исследовании показана взаимосвязь между выбросами CO2 и уровнем образования, представленным государственными расходами на образование в процентах от ВВП, а также экономическими и социальными показателями, такими как ВВП на душу населения, уровень урбанизации и инфляция на примере Казахстана и Турции. В исследовании использована методика прогнозирования, включающая применение регрессионной модели для определения взаимозависимости между изменениями в выбросах CO2, уровнем образования, а также экономическими и социальными параметрами. Для оценки влияния образования была построена модель множественной линейной регрессии, а также определены экологический след и экологический дефицит для двух исследуемых стран. В исследовании использована информация Сети данных экологического следа (Footprint Data Foundation). Проведенное исследование дополняет существующую теоретическую базу по устойчивому развитию, предлагая междисциплинарный подход, объединяющий экономические, экологические и образовательные аспекты. Полученные результаты показывают, что образование и ВВП на душу населения оказывают существенное положительное влияние на снижение выбросов CO2 в Казахстане. Результаты исследования могут быть использованы для обоснования необходимости интеграции экологических знаний в образовательные программы, а также для разработки более комплексных моделей взаимодействия факторов, влияющих на снижение углеродного следа. Результаты исследования позволят предоставить эмпирические данные и анализ, которые могут быть полезны для разработки образовательных и экономических стратегий, более эффективных государственных программ направленных на снижение выбросов CO2, способствующих улучшению качества окружающей среды и продвижению «зеленого» роста.
Авторлар туралы
Н. КетенджиТүркия
э.ғ.д., профессор, Басқару қосымшалары және зерттеу орталығы
Стамбул
Г. Ж. Нурмуханова
Қазақстан
э.ғ.д., профессор
Алматы
Әдебиет тізімі
1. Apergis, N. (2016). Environmental Kuznets curves: New evidence on both panel and country-level CO2 emissions. Energy Economics, 54, 263–271. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2015.12.007
2. Aubakirova, G.M., Biryukov, V.V., Issatayeva, F.M., & Mazhitova, S.K. (2023). Decarbonization of the Kazakhstan Economy: Prospects for the Energy Transition. Economy: strategy and practice, 18(4), 55-72. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-55-72 (In Russ).
3. Ardoin, N.M., Bowers, A.W., & Gaillard, E. (2020). Environmental education outcomes for conservation: A systematic review. Biological Conservation, 241, 108224. https://doi.org/10.1016/j.biocon.2019.108224
4. Bobylev, S.N., Goryacheva, A.A., Nemova, V.I. (2017). Green economy: project approach. Public administration. Electronic newsletter, 64, 34-44. https://clck.ru/3FUChb (In Russ).
5. Bowen, A. (2012). Green growth, green jobs, and labor markets. The World Bank Sustainable Development Network, Office of the Chief Economist. [cited August 20, 2024]. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/97723ade-3eb9-5005-b122-d6d7726bbbe4/content
6. Footprint Data Foundation. (2023). National footprint and biocapacity accounts, 2023 edition. [cited August 20, 2024]. Available at: https://data.footprintnetwork.org
7. Haggis, S.M. (1991). Education for all: purpose and context. UNESCO. [cited August 20, 2024]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000184555
8. He, M., Abbasi, B. N., & Fan, Z. (2024). Education and technological innovation in mitigating CO2 emissions and fostering green economic growth in China: Marginal effects and policy threshold analyses. Journal of Environmental Management, 370, 122786. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0301479724027725
9. Jackson, T. (2009). Prosperity without Growth: Economics for a Finite Planet. London: Routledge.
10. Kaminov, А. А. (2019). “Zelenaya” ekonomika: obrazovanie kak faktor perekhoda [Green economy: Education as a factor of transition]. In Sistema upravleniya ekologicheskoy bezopasnostyu: Sbornik trudov IX zaochnoy mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii (Yekaterinburg, May 30–31, 2015) (pp. 200–204). Yekaterinburg: UrFU. [cited August 20, 2024]. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37439/1/ecology_2015_200-204.pdf
11. Ketenci, N. (2021). Environmental Kuznets curve in the presence of structural breaks: New evidence for individual European countries. Environmental Science and Pollution Research, 28, 31520–31538. https://doi.org/10.1007/s11356-021-12677-4
12. Lin, B., & Zhou, Y. (2022). Measuring the green economic growth in China: Influencing factors and policy perspectives. Energy, 241, 122518. https://doi.org/10.1016/j.energy.2021.122518
13. Liu, H., Alharthi, M., Atil, A., Zafar, M.W., & Khan, I. (2022). A non-linear analysis of the impacts of natural resources and education on environmental quality: Green energy and its role in the future. Resources Policy, 79, 102940. https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2022.102940
14. Mahalik, М.К., Mallick, H., & Padhan, H. (2021). Do educational levels influence the environmental quality? The role of renewable and non-renewable energy demand in selected BRICS countries with a new policy perspective. Renewable Energy, 164, 419-432. https://doi.org/10.1016/j.renene.2020.09.090
15. Muravyova, А.А., & Oleynikova, О. N. (2016). Transformation of the Educational Paradigm in the Conditions of Formation of the “Green” Economy. Education and science, 8(137), 23-37. (In Russ).
16. OECD. (2011). Declaration on Green Growth. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www.oecd.org
17. Pakina, A.A., & Gorbanyov, V.A. (2019). Prospects of green economy as a new paradigm of development. MGIMO Review of International Relations, 12(5), 134-155. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-81602019-5-68-134-155
18. Qi, X., & Yang, Z. (2023). Drivers of green innovation in BRICS countries: Exploring triple bottom line theory. Economic Research-Ekonomska Istraživanja, 36(3). https://doi.org/10.1080/1331677X.2022.2150670
19. Rogatnyh, Е. B., & Serdun, М. А. (2022). Green economy and its impact on economic development in the 21st century. Russian Foreign Economic Bulletin, 3, 1832. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2022-3-18-32 (In Russ).
20. Saubetova, B.S., Saimagambetova, G.A., Esturlieva, A.I., & Amaniyazova, G.D. (2023). The Impact of Energy Transition Risks on the Sustainable Development of Kazakhstan’s Economy. Economy: strategy and practice, 18(2), 135-147. https://doi.org/10.51176/1997-99672023-2-135-147
21. Shahbaz, M., & Sinha, A. (2019). Environmental Kuznets curve for CO2 emissions: A literature survey. Journal of Economic Studies, 46(1), 106–168. https://doi.org/10.1108/JES-09-2017-0249
22. Sustainable Development Solutions Network. (2024). Sustainable development report 2024: The SDGs and the UN Summit of the Future. [cited August 20, 2024]. Available at: https://dashboards.sdgindex.org
23. UNEP (2012). United Nations Environment Program 2011 Annual Report. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www.unep.org/ru/node/1275
24. UNEP. (2023). Emissions gap report 2023. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www.unep.org/interactives/emissions-gap-report/2023/#section_0
25. UNESCO. (2015). Global citizenship education: Topics and learning objectives. [cited October 20, 2024]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232993
26. UNESCO. (2019). UNESCO roadmap for implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. [cited October 20, 2024]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514
27. World Economic Forum. (2013). The Green Investment Report: The ways and means to unlock private finance for green growth. Geneva, Switzerland. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www3.weforum.org
28. World Bank. (2023). World development indicators. . [cited August 20, 2024]. Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators
29. Zheng, L., Umar, M., Safi, A., & Khaddage-Soboh, N. (2024). The role of higher education and institutional quality for carbon neutrality: Evidence from emerging economies. Economic Analysis and Policy, 81, 406 - 417. https://doi.org/10.1016/j.eap.2023.12.008
30. Zhu, T. T., Peng, H. R., Zhang, Y. J., & Liu, J. Y. (2021). Does higher education development facilitate carbon emissions reduction in China. Applied Economics, 53(47), 5490–5502. https://doi.org/10.1080/00036846.2021.1923641
Рецензия
Дәйектеу үшін:
Кетенджи Н., Нурмуханова Г.Ж. Жасыл экономиканы дамытудағы білім берудің рөлі: Қазақстан мен Түркия мысалында. Economy: strategy and practice. 2024;19(4):117-132. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-4-117-132
For citation:
Ketenci N., Nurmukhanova G.Zh. The Role of Education in Developing a Green Economy: A Case Study of Kazakhstan and Turkey. Economy: strategy and practice. 2024;19(4):117-132. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-4-117-132