Роль образования в развитии зеленой экономики: на примере Казахстана и Турции
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-4-117-132
Аннотация
В настоящее время вопрос образования в контексте развития «зеленой» экономики является одной из актуальных глобальных задач.В исследовании показана взаимосвязь между выбросами CO2 и уровнем образования, представленным государственными расходами на образование в процентах от ВВП, а также экономическими и социальными показателями, такими как ВВП на душу населения, уровень урбанизации и инфляция на примере Казахстана и Турции. В исследовании использована методика прогнозирования, включающая применение регрессионной модели для определения взаимозависимости между изменениями в выбросах CO2, уровнем образования, а также экономическими и социальными параметрами. Для оценки влияния образования была построена модель множественной линейной регрессии, а также определены экологический след и экологический дефицит для двух исследуемых стран. В исследовании использована информация Сети данных экологического следа (Footprint Data Foundation). Проведенное исследование дополняет существующую теоретическую базу по устойчивому развитию, предлагая междисциплинарный подход, объединяющий экономические, экологические и образовательные аспекты. Полученные результаты показывают, что образование и ВВП на душу населения оказывают существенное положительное влияние на снижение выбросов CO2 в Казахстане. Результаты исследования могут быть использованы для обоснования необходимости интеграции экологических знаний в образовательные программы, а также для разработки более комплексных моделей взаимодействия факторов, влияющих на снижение углеродного следа. Результаты исследования позволят предоставить эмпирические данные и анализ, которые могут быть полезны для разработки образовательных и экономических стратегий, более эффективных государственных программ направленных на снижение выбросов CO2, способствующих улучшению качества окружающей среды и продвижению «зеленого» роста.
Об авторах
Н. КетенджиТурция
д.э.н., профессор, Руководитель Центра управленческих приложений и исследований
Кайышдаги, район Инёню, 34755 Аташехир / Стамбул
Г. Ж. Нурмуханова
Казахстан
д.э.н., профессор
ул. Сатпаева 16-A, Алматы
Список литературы
1. Apergis, N. (2016). Environmental Kuznets curves: New evidence on both panel and country-level CO2 emissions. Energy Economics, 54, 263–271. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2015.12.007
2. Aubakirova, G.M., Biryukov, V.V., Issatayeva, F.M., & Mazhitova, S.K. (2023). Decarbonization of the Kazakhstan Economy: Prospects for the Energy Transition. Economy: strategy and practice, 18(4), 55-72. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-55-72 (In Russ).
3. Ardoin, N.M., Bowers, A.W., & Gaillard, E. (2020). Environmental education outcomes for conservation: A systematic review. Biological Conservation, 241, 108224. https://doi.org/10.1016/j.biocon.2019.108224
4. Bobylev, S.N., Goryacheva, A.A., Nemova, V.I. (2017). Green economy: project approach. Public administration. Electronic newsletter, 64, 34-44. https://clck.ru/3FUChb (In Russ).
5. Bowen, A. (2012). Green growth, green jobs, and labor markets. The World Bank Sustainable Development Network, Office of the Chief Economist. [cited August 20, 2024]. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/97723ade-3eb9-5005-b122-d6d7726bbbe4/content
6. Footprint Data Foundation. (2023). National footprint and biocapacity accounts, 2023 edition. [cited August 20, 2024]. Available at: https://data.footprintnetwork.org
7. Haggis, S.M. (1991). Education for all: purpose and context. UNESCO. [cited August 20, 2024]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000184555
8. He, M., Abbasi, B. N., & Fan, Z. (2024). Education and technological innovation in mitigating CO2 emissions and fostering green economic growth in China: Marginal effects and policy threshold analyses. Journal of Environmental Management, 370, 122786. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0301479724027725
9. Jackson, T. (2009). Prosperity without Growth: Economics for a Finite Planet. London: Routledge.
10. Kaminov, А. А. (2019). “Zelenaya” ekonomika: obrazovanie kak faktor perekhoda [Green economy: Education as a factor of transition]. In Sistema upravleniya ekologicheskoy bezopasnostyu: Sbornik trudov IX zaochnoy mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii (Yekaterinburg, May 30–31, 2015) (pp. 200–204). Yekaterinburg: UrFU. [cited August 20, 2024]. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37439/1/ecology_2015_200-204.pdf
11. Ketenci, N. (2021). Environmental Kuznets curve in the presence of structural breaks: New evidence for individual European countries. Environmental Science and Pollution Research, 28, 31520–31538. https://doi.org/10.1007/s11356-021-12677-4
12. Lin, B., & Zhou, Y. (2022). Measuring the green economic growth in China: Influencing factors and policy perspectives. Energy, 241, 122518. https://doi.org/10.1016/j.energy.2021.122518
13. Liu, H., Alharthi, M., Atil, A., Zafar, M.W., & Khan, I. (2022). A non-linear analysis of the impacts of natural resources and education on environmental quality: Green energy and its role in the future. Resources Policy, 79, 102940. https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2022.102940
14. Mahalik, М.К., Mallick, H., & Padhan, H. (2021). Do educational levels influence the environmental quality? The role of renewable and non-renewable energy demand in selected BRICS countries with a new policy perspective. Renewable Energy, 164, 419-432. https://doi.org/10.1016/j.renene.2020.09.090
15. Muravyova, А.А., & Oleynikova, О. N. (2016). Transformation of the Educational Paradigm in the Conditions of Formation of the “Green” Economy. Education and science, 8(137), 23-37. (In Russ).
16. OECD. (2011). Declaration on Green Growth. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www.oecd.org
17. Pakina, A.A., & Gorbanyov, V.A. (2019). Prospects of green economy as a new paradigm of development. MGIMO Review of International Relations, 12(5), 134-155. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-81602019-5-68-134-155
18. Qi, X., & Yang, Z. (2023). Drivers of green innovation in BRICS countries: Exploring triple bottom line theory. Economic Research-Ekonomska Istraživanja, 36(3). https://doi.org/10.1080/1331677X.2022.2150670
19. Rogatnyh, Е. B., & Serdun, М. А. (2022). Green economy and its impact on economic development in the 21st century. Russian Foreign Economic Bulletin, 3, 1832. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2022-3-18-32 (In Russ).
20. Saubetova, B.S., Saimagambetova, G.A., Esturlieva, A.I., & Amaniyazova, G.D. (2023). The Impact of Energy Transition Risks on the Sustainable Development of Kazakhstan’s Economy. Economy: strategy and practice, 18(2), 135-147. https://doi.org/10.51176/1997-99672023-2-135-147
21. Shahbaz, M., & Sinha, A. (2019). Environmental Kuznets curve for CO2 emissions: A literature survey. Journal of Economic Studies, 46(1), 106–168. https://doi.org/10.1108/JES-09-2017-0249
22. Sustainable Development Solutions Network. (2024). Sustainable development report 2024: The SDGs and the UN Summit of the Future. [cited August 20, 2024]. Available at: https://dashboards.sdgindex.org
23. UNEP (2012). United Nations Environment Program 2011 Annual Report. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www.unep.org/ru/node/1275
24. UNEP. (2023). Emissions gap report 2023. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www.unep.org/interactives/emissions-gap-report/2023/#section_0
25. UNESCO. (2015). Global citizenship education: Topics and learning objectives. [cited October 20, 2024]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232993
26. UNESCO. (2019). UNESCO roadmap for implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. [cited October 20, 2024]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514
27. World Economic Forum. (2013). The Green Investment Report: The ways and means to unlock private finance for green growth. Geneva, Switzerland. [cited August 20, 2024]. Available at: https://www3.weforum.org
28. World Bank. (2023). World development indicators. . [cited August 20, 2024]. Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators
29. Zheng, L., Umar, M., Safi, A., & Khaddage-Soboh, N. (2024). The role of higher education and institutional quality for carbon neutrality: Evidence from emerging economies. Economic Analysis and Policy, 81, 406 - 417. https://doi.org/10.1016/j.eap.2023.12.008
30. Zhu, T. T., Peng, H. R., Zhang, Y. J., & Liu, J. Y. (2021). Does higher education development facilitate carbon emissions reduction in China. Applied Economics, 53(47), 5490–5502. https://doi.org/10.1080/00036846.2021.1923641
Рецензия
Для цитирования:
Кетенджи Н., Нурмуханова Г.Ж. Роль образования в развитии зеленой экономики: на примере Казахстана и Турции. Economy: strategy and practice. 2024;19(4):117-132. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-4-117-132
For citation:
Ketenci N., Nurmukhanova G.Zh. The Role of Education in Developing a Green Economy: A Case Study of Kazakhstan and Turkey. Economy: strategy and practice. 2024;19(4):117-132. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-4-117-132