Preview

Economy: strategy and practice

Кеңейтілген іздеу

Қырғыз Республикасындағы цифрлық трансформация және электрондық сервистерді дамыту

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-54-68

Толық мәтін:

Аңдатпа

Сегодня цифровая трансформация в Кыргызской Республике становится важным направлением государственной политики, особенно в условиях стремительного роста потребности в электронных услугах и инклюзивных технологических решениях. Целью настоящего исследования является оценка региональных различий и социально-демографических особенностей цифровизации в Кыргызстане, выявление барьеров и драйверов цифровой трансформации. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, включающем кабинетный анализ нормативно-стратегических документов, статистических данных и международных рейтингов, массовое анкетирование (N = 1102 респондента) и 18 глубинных интервью с представителями государственных органов, бизнеса и НПО. Для количественной обработки использованы методы описательной статистики, качественные данные интерпретированы с помощью тематического кодирования. Исходные данные указывают на значительное неравенство между регионами и возрастными группами: в 2024 г. доступ к стационарному интернету имели 65% домохозяйств, но в Бишкеке этот показатель достигал 91%, тогда как в Баткенской области – лишь 47%. Цифровая грамотность среди молодёжи (18–29 лет) составляет 81%, в то время как у граждан 60+ – всего 44%. Результаты показывают, что ключевыми барьерами цифровизации являются нехватка инфраструктуры (указана 28% респондентов), высокая стоимость услуг (23%) и проблемы с информационной безопасностью (18%). При этом среди предложенных решений доминируют образовательные инициативы и развитие региональной инфраструктуры. Будущие исследования должны быть направлены на разработку индекса цифровой инклюзивности, формирование моделей оценки киберустойчивости, а также анализ механизмов повышения.

Автор туралы

Н. М. Акимова
Global Science
Қырғызстан

магистр, директор

Бішкек

 



Әдебиет тізімі

1. Bilim. (2025). Unified educational platform of the Kyrgyz Republic. Retrieved May 09, 2025 from https://bilim.edu.gov.kg

2. BPC AG. (2024). Project “Tulpar” – E-ticketing in Kyrgyzstan. Retrieved May 29, 2025 from https://www.bpcbt.com

3. Cabinet of Ministers of the Kyrgyz Republic. (2024). National Development Program until 2026. Retrieved May 30, 2025 from https://www.gov.kg

4. Davis, F. D. (1989). Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS Quarterly, 13(3), 319–340. https://doi.org/10.2307/249008

5. European Union. (2023). ICT-Sanaryp project for teachers’ digital skills in Kyrgyzstan. Retrieved May 30, 2025 from https://europa.eu

6. Food and Agriculture Organization of the United Nations. (2024). Digital Village Initiative: Central Asia. Retrieved May 30, 2025 from https://www.fao.org

7. Infocom. (2024). G-Cloud platform: Materials and press releases. Retrieved May 30, 2025 from https://infocom.kg

8. ITU. (2024). ICT Development Index. Retrieved May 30, 2025 from https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/idi.aspx

9. OECD. (2021). Organisation for Economic Co-operation and Development. Retrieved May 30, 2025 from https://www.oecd.org

10. KOICA (Korea International Cooperation Agency). (2024). Official development assistance reports: Kyrgyz Republic. Retrieved May 30, 2025 from https://www.koica.go.kr

11. Kusek, J. Z., & Rist, R. C. (2004). Ten steps to a results-based monitoring and evaluation system: A handbook for development practitioners. Washington, DC: World Bank.

12. Ministry of Agriculture of the Kyrgyz Republic. (2024). Digitalization program and farmer service centers. Retrieved May 03, 2025 from https://agro.gov.kg

13. Ministry of Digital Development and Innovative Technologies of the Kyrgyz Republic. (2025). Retrieved May 03, 2025 from https://digital.gov.kg

14. Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic. (2024). Report on the implementation of the Higher Education and Innovation Program. Retrieved May 30, 2025 from https://edu.gov.kg

15. Ministry of Finance of the Kyrgyz Republic. (2024). Press release on the financing of the Smart City project. Retrieved May 30, 2025 from https://minfin.gov.kg

16. Ministry of Health of the Kyrgyz Republic. (2024). Implementation of the Integrated Digital Medical Card (IDMC). Retrieved May 30, 2025 from https://med.kg

17. Ministry of Transport and Communications of the Kyrgyz Republic. (2025). E-PERMIT system and digitalization of transport. Retrieved May 30, 2025 from https://mtc.gov.kg

18. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. (2023). Official statistics and demographic data for 2021–2025. Retrieved May 30, 2025 from http://www.stat.kg

19. President of the Kyrgyz Republic. (2024). Action plan for digital transformation implementation. Retrieved May 30, 2025 from https://www.president.kg

20. Rogers, E. M. (2003). Diffusion of innovations (5th ed.). New York: Free Press.

21. State Personnel Service of the Kyrgyz Republic. (2025). Unified ICT education policy. Retrieved May 30, 2025 from https://kgk.gov.kg

22. Telecommunications Regulation and Supervision Service (TRSS). (2024). Annual report on the development of the telecommunications sector. Retrieved May 30, 2025 from https://nas.gov.kg

23. United Nations DESA. (2024). United Nations E-Government Development Index: Kyrgyzstan country data. Retrieved May 30, 2025 from https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/id/96-Kyrgyzstan

24. Van Dijk, J. (2020). The digital divide. Cambridge: Polity Press.

25. Vial, G. (2019). Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems, 28(2), 118–144. https://doi.org/10.1016/j.jsis.2019.01.003

26. World Bank. (2018). Digital CASA – Kyrgyz Republic Project (Project Appraisal Document, Report No: PAD2504). Retrieved May 30, 2025 from https://documents.worldbank.org/

27. WEF. (2024). Network Readiness Index: Kyrgyzstan. Retrieved May 30, 2025 from https://networkreadinessindex.org/


Рецензия

Дәйектеу үшін:


Акимова Н.М. Қырғыз Республикасындағы цифрлық трансформация және электрондық сервистерді дамыту. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):54-68. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-54-68

For citation:


Akimova N.M. Digital Transformation and E-Service Development in the Kyrgyz Republic. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):54-68. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-54-68

Қараулар: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)