Preview

Economy: strategy and practice

Расширенный поиск

Инструменты оценки эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций: библиометрический анализ за тридцать лет

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-69-84

Аннотация

В условиях цифровой трансформации и медиаполяризации компании все чаще прибегают к интегрированным маркетинговым коммуникациям (далее - IMC) для обеспечения согласованности бренда и повышения эффективности коммуникационных стратегий.  Данное научное исследование направлено на библиометрический анализ научной литературы по вопросам оценки эффективности IMC с целью выявления ключевых теоретико-методологических подходов, доминирующих тематических направлений и эволюции метрик за период 1991 -2021 гг. В работе использован библиометрический анализ с применением инструментария Bibliometrix в среде R, а источниковой базой послужила выборка из 320 публикаций в базе данных Scopus. Эмпирической основой послужил массив из 320 рецензируемых статей, отобранных из базы данных Scopus по тематике оценки и измерения ИМК, охватывающих период с 1991 по 2021 год. В рамках исследования проведены анализ соотношения ключевых слов, картирование со-цитирования и анализ динамики публикационной активности с целью выявления тематических кластеров, ведущих исследователей и интеллектуальной структуры научного поля. Результаты анализа позволили выделить пять доминирующих исследовательских направлений: (1) концептуальные основы ИМК, (2) брендкапитал и поведение потребителей, (3) модели оценки и показатели рентабельности инвестиций (ROI), (4) интеграция цифровых и социальных медиа, а также (5) ИМК в условиях глобальных и развивающихся рынков. Установлено, что за последние три десятилетия произошло заметное смещение фокуса от теоретических дискуссий к прикладным и эмпирическим исследованиям, с особым акцентом на цифровую трансформацию. Будущие исследования целесообразно направить на разработку унифицированного индекса эффективности, изучение долгосрочного воздействия интегрированных коммуникаций и их адаптацию к цифровым и кросс-культурным условиям.

Об авторах

А. Ж. Оразаев
Университет КИМЭП
Казахстан

PhD докторант

пр. Абая 4, A25D4X3, Алматы



В. Гаркавенко
Университет КИМЭП
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор

пр. Абая 4, A25D4X3, Алматы



Список литературы

1. Aria, M., & Cuccurullo, C. (2017). Bibliometrix: An R-tool for comprehensive science mapping analysis. Journal of Informetrics, 11(4), 959–975. https://doi.org/10.1016/j.joi.2017.08.007

2. Ashley, C., & Tuten, T. (2015). Creative strategies in social media marketing: An exploratory study of branded social content and consumer engagement. Psychology & Marketing, 32(1), 15–27. https://doi.org/10.1002/mar.20761

3. Batra, R., & Keller, K. L. (2016). Integrating marketing communications: New findings, new lessons, and new ideas. Journal of Marketing, 80(6), 122–145. https://doi.org/10.1509/jm.15.0419

4. Caywood, C., & Ewing, M. T. (1991). IMC: Old hat or new advertising? International Journal of Advertising, 10(3), 295–305. https://doi.org/10.1016/0363-8111(91)90020-L

5. Donthu, N., Kumar, S., Pattnaik, D., & Lim, W. M. (2021). A bibliometric analysis of International Journal of Advertising: Past, present, and future. International Journal of Advertising, 40(5), 733–759. https://doi.org/10.1108/IMR-11-2020-0244

6. Duncan, T., & Moriarty, S. (1998). A communication-based marketing model for managing relationships. Journal of Marketing, 62(2), 1–13. https://doi.org/10.2307/1252157

7. Duncan, T., (2002). MC: Using Advertising and Promotion to Build Brands Marketing Series. McGraw-Hill: Irwin Series in Marketing.

8. Erevelles, S., Fukawa, N., & Swayne, L. (2016). Big Data consumer analytics and the transformation of marketing. Journal of Business Research, 69(2), 897–904. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2015.07.001

9. Keller, K. L. (2009). Building strong brands in a modern marketing communications environment. Journal of Marketing Communications, 15(2–3), 139–155. https://doi.org/10.1080/13527260902757530

10. Kerr, G., & Drennan, J. (2010). Same but different: Perceptions of integrated marketing communication among marketing communication partners in Australia. Journal of Promotion Management, 16(1–2), 6–24. https://doi.org/10.1080/10496490903571233

11. Kerr, G. F., & Patti, C. H. (2015). Strategic IMC: From abstract concept to marketing management tool. Journal of Marketing Communications, 21(5), 317–339. https://doi.org/10.1080/13527266.2013.786748

12. Kitchen, P. J., Kim, I., & Schultz, D. E. (2008). Integrated marketing communications: Practice leads theory. Journal of Advertising Research, 48(4), 531–546. https://doi.org/10.2501/S0021849908080513

13. Kitchen, P. J., & Schultz, D. E. (1999). A multi-country comparison of the drive for IMC. Journal of Advertising Research, 39(1), 21–38.

14. Kliatchko, J. G. (2008). Revisiting IMC construct: A revised definition and four pillars. International Journal of Advertising, 27(1), 133–160. https://doi.org/10.1080/02650487.2008.11073043

15. Kliatchko, J., & Schultz, D. E. (2014). Twenty years of IMC: A study of CEO and CMO perspectives in the Asia-Pacific region. International Journal of Advertising, 33(2), 373–390. https://doi.org/10.2501/IJA-33-2373-390

16. Luxton, S., Reid, M., & Mavondo, F. (2015). Integrated marketing communication capability and brand performance. Journal of Advertising, 44(1), 37–46. https://doi.org/10.1080/00913367.2014.934938

17. Madhavaram, S., Badrinarayanan, V., & McDonald, R. E. (2005). Integrated marketing communication (IMC) and brand identity as critical components of brand equity strategy. Journal of Advertising, 34(4), 69–80. https://doi.org/10.1080/00913367.2005.10639213

18. Mangold, W. G., & Faulds, D. J. (2009). Social media: The new hybrid element of the promotion mix. Business Horizons, 52(4), 357–365. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2009.03.002

19. Naik, P. A., & Peters, K. (2009). A hierarchical marketing communications model of online and offline media synergies. Journal of Interactive Marketing, 23(4), 288–299. https://doi.org/10.1016/j.intmar.2009.07.005

20. Naik, P. A., & Raman, K. (2003). Understanding the impact of synergy in multimedia communications. Journal of Marketing Research, 40(4), 375–388. http://dx.doi.org/10.1509/jmkr.40.4.375.19385

21. Porcu, L., del Barrio-García, S., & Kitchen, P. J. (2017). Measuring integrated marketing communication by taking a broad organisational approach: The firm-wide IMC scale. European Journal of Marketing, 51(3), 692–718. https://doi.org/10.1108/EJM-08-2015-0587

22. Porcu, L., del Barrio-García, S., Alcántara-Pilar, J. M., & Crespo-Almendros, E. (2019). Analyzing the influence of firm-wide integrated marketing communication on market performance in the hospitality industry. International Journal of Hospitality Management, 80, 13–24. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2019.01.008

23. Rust, R. T., Lemon, K. N., & Zeithaml, V. A. (2004). Return on marketing: Using customer equity to focus marketing strategy. Journal of Marketing, 68(1), 109–127. https://doi.org/10.1509/jmkg.68.1.109.24030

24. Schultz, D. E., Tannenbaum, S. I., & Lauterborn, R. F. (1993). Integrated marketing communications: Putting it together & making it work. NTC Business Books.

25. Schultz, D. E., & Kitchen, P. J. (1997). Integrated marketing communications in U.S. advertising agencies: An exploratory study. Journal of Advertising Research, 37(5), 7–18. (No DOI available).

26. Schultz, D. E., & Kitchen, P. J. (2000). A response to “Theoretical concept or management fashion?”. Journal of Advertising Research, 40(5), 17–21.

27. Schultz, D. E., & Patti, C. H. (2009). The evolution of IMC: IMC in a customer-driven marketplace. Journal of Marketing Communications, 15(2–3), 75–84. https://doi.org/10.1080/13527260902757480

28. Šerić, M. (2016). Content analysis of the empirical research on integrated marketing communication (IMC) from 2000 to 2015. Journal of Marketing Communications, 24(6), 577–597. https://doi.org/10.1080/13527266.2016.1184708

29. Swani, K., Brown, B. P., & Milne, G. R. (2014). Should tweets differ for B2B and B2C? An analysis of Fortune 500 companies’ Twitter communications. Industrial Marketing Management, 43(5), 873–881. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2014.04.012

30. Tafesse, W., & Kitchen, P. J. (2017). IMC – an integrative review. International Journal of Advertising, 36(2), 210–226. https://doi.org/10.1080/02650487.2015.1114168

31. Tiago, M. T. B., & Veríssimo, J. M. C. (2014). Digital marketing and social media: Why bother? Business Horizons, 57(6), 703–708. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2014.07.002

32. Voorveld, H. A. M., van Noort, G., Muntinga, D. G., & Bronner, F. (2018). Engagement with social media and social media advertising: The differentiating role of platform type. Journal of Advertising, 47(1), 38–54. https://doi.org/10.1080/00913367.2017.1405754

33. Zupic, I., & Čater, T. (2015). Bibliometric methods in management and organization. Organizational Research Methods, 18(3), 429–472. https://doi.org/10.1177/1094428114562629


Рецензия

Для цитирования:


Оразаев А.Ж., Гаркавенко В. Инструменты оценки эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций: библиометрический анализ за тридцать лет. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):69-84. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-69-84

For citation:


Orazayev A.Zh., Garkavenko V. Integrated Marketing Communication Effectiveness Valuation Tools: A Thirty-Year Bibliometric Analysis. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):69-84. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-69-84

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)