Қазақстанда қаржылық технологияларды бағалау және енгізу әдіснамасы
https://doi.org/10.51176/1997-99672025-2-122-144
Аңдатпа
В условиях стремительной цифровой трансформации экономики Казахстана финансовые технологии (FinTech) становятся ключевым фактором модернизации финансового сектора. Целью исследования является формирование комплексной методологии оценки и внедрения FinTech в финансовый сектор Казахстана, а также анализ их влияния на экономическую результативность и операционную эффективность. Методология исследования включает теоретико-методологический анализ, регрессионное моделирование, SWOT-анализ, контент-анализ, а также методы количественной и качественной оценки: парный t-тест и дисперсионный анализ (ANOVA). Исходные данные основаны на статистике казахстанской финтех-индустрии, результатах опроса 2000 пользователей, а также операционных и финансовых показателях Kaspi bank. Результаты исследования свидетельствуют о значительном влиянии FinTech: снижение операционных издержек на 30%, рост доли безналичных платежей с 45% до 83%, увеличение числа активных пользователей мобильного банкинга более чем на 200%, повышение уровня удовлетворённости (NPS) с 52 до 78 пунктов. Регрессионный анализ показал значимое влияние факторов, таких как инвестиции в финтех (β = 0.28, p <0.01) и уровень безопасности транзакций (β = 0.31, p <0.05), на операционную эффективность. Полученные результаты демонстрируют, что внедрение финансовых технологий приводит к увеличению эффективности бизнеса, расширению доступа к финансовым услугам и ускорению цифровой трансформации. Будущие исследования могут быть направлены на оценку воздействия новых технологий, таких как блокчейна, искусственного интеллекта и цифрового тенге на устойчивость финансового сектора, развитие регуляторных механизмов и повышение цифровой инклюзии различных групп населения.
Авторлар туралы
Ж. С. АлмабековаҚазақстан
PhD
Алматы
Г. Н. Джаксыбекова
Қазақстан
д.э.н., профессор
Алматы
Әдебиет тізімі
1. Ahern, D.M. (2020). Regulators Nurturing FinTech Innovation: Global Evolution of the Regulatory Sandbox as Opportunity Based Regulation. IO: Empirical Studies of Firms & Markets eJournal. (European Banking Institute Working Paper Series No. 60). https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3552015
2. Almestarihi, R., Bani Ahmad, A., Frangieh, R., Abu-AlSondos, I., Nser, Kh., & Ziani, A. (2024). Measuring the ROI of paid advertising campaigns in digital marketing and its effect on business profitability. Uncertain Supply Chain Management, 12, 1275-1284. https://doi.org/10.5267/j.uscm.2023.11.009
3. Alt, R., Beck, R., & Smits, M. (2018). FinTech and the transformation of the financial industry. Electronic Markets, 28, 235–243. https://doi.org/10.1007/s12525018-0310-9
4. Alves, H., Fernandes, C., & Raposo, M. (2016). Social Media Marketing: A Literature Review and Implications. Psychology & Marketing, 33, 1029-1038. https://doi.org/10.1002/MAR.20936.
5. Andreeva, O. (2023) What is ROI? Retrieved November 20, 2024 from https://blog.bcs.ru/chto-takoe-roi
6. BIG DATA and Advanced Analytics (2022). Proceedings of the 8th Int. Sci. and Practical Conf. (Minsk, May 11–12, 2022). Eds. V. A. Bogush et al. Minsk: Bestprint, 2022. Retrieved November 20, 2024 from https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/48394/1/Big_Data_2022.pdf
7. Fan, P. (2018). Singapore approach to develop and regulate FinTech. Handbook of Blockchain, Digital Finance, and Inclusion, 1, 347-357. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-810441-5.00015-4.
8. Fintech-Retail. (2024). Fintech in Kazakhstan. Trends and prospects for companies. Retrieved November 10, 2024 from https://fintech-retail.com/2024/08/21/fintech_kazahstan/
9. Ghaleb, B.D.S. (2024). The Importance of Using SWOT Analysis in Business Success. International Journal of Asian Business and Management, 3(4), 557–564. https://doi.org/10.55927/ijabm.v3i4.10857
10. Gerlach, J., & Rugilo, D. (2019). The Predicament of FinTechs in the Environment of Traditional Banking Sector Regulation – An Analysis of Regulatory Sandboxes as a Possible Solution. Credit and Capital Markets – Kredit und Kapital, 52(3), 323–373. https://doi.org/10.3790/ccm.52.3.323
11. Guha, S., Muller, M., Shami, N., Masli, M., & Geyer, W. (2021). Using Organizational Social Networks to Predict Employee Engagement. Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media, 10(1), 571-574. https://doi.org/10.1609/icwsm.v10i1.14814
12. Hardianto, B., & Wijaya, S. (2023). Analysis of The Impact of Net Promoter Score on Financial Performance With Customer Loyalty As Mediation. International Journal of Social Service and Research, 3(6), 1478 – 1488. https://doi.org/10.46799/ijssr.v3i6.401
13. Ifriza, Y., Budiman, K., & Ardiansyah, A. (2024). Optimizing Social Media Promotion Strategy to Increase Customer Retention Rate (CRR) with GKG Customer Engagement. Kinetik: Game Technology, Information System, Computer Network, Computing, Electronics, and Control, 9(4), https://doi.org/10.22219/kinetik.v9i4.2016
14. Kaspi.kz. (2024). The official website of Kaspi Bank. Retrieved November 10, 2024 from https://kaspi.kz
15. Khalid, M., & Kunhibava, S. (2021). Regulating FinTech Through Sandboxes. International Journal of Law and Society, 5(4), 83-99. https://doi.org/10.4018/9781-7998-3257-7.ch005.
16. Kim, S., & Gruca, T. (2023). Net promoter score and future consumer behavior in the casino gaming industry. International Journal of Market Research, 66, 345 - 358. https://doi.org/10.1177/14707853231198777
17. Margatskaya, G., & Margatskyi, R. (2020). Digital technologies in the financial market of Kazakhstan. Bulletin of “Turan” University, 3, 134-140. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2020-1-3-134-140
18. Mastercard. (2024). The fintech market of Kazakhstan. Retrieved November 10, 2024 from https://www.mastercard.kz/content/dam/public/mastercardcom/kz/ru/news/reports/report-2024-ru.pdf
19. Miglionico, A. (2022). Regulating Innovation through Digital Platforms: The Sandbox Tool. European Company and Financial Law Review, 19, 828 - 853. https://doi.org/10.1515/ecfr-2022-0029
20. Mishra, M.S., Devi, D.S., & Narayanan, D.B. (2019). Technology Dimensions of Automation in Business Process Management Industry. International Journal of Engineering and Advanced Technology, 8, 1919-1926. https://doi.org/10.35940/ijeat.F8569.088619
21. Mwikali, H. (2024). The Role of Comprehensive Customer Relationship Management (CRM) Systems in Achieving High Retention Rates. Idosr journal of current issues in social sciences, 10(1), 33-35. https://doi.org/10.59298/jciss/2024/101.19273335
22. Prakoeswa, C., Hidayah, N., Dewi, A., Mutiani, F., Adriansyah, A., & Yaqub, A. (2022). Loyalty Survey Based on Net Promoter Score in A Tertiary Hospital in Indonesia. eJournal Kedokteran Indonesia, 10(2), 92–100. https://doi.org/10.23886/ejki.10.154.92-100
23. Rudenko, L.G., & Degtyar, N.P. (2017). The essence of KPI and its role in enterprise management. Bulletin of the S. Y. Witte Moscow University. Economics and Management, 2(21), 50-54. https://doi.org/10.21777/2307-6135-2017-2-50-54
24. Sambetbayeva, A., Kuatbayeva, G., Kuatbayeva, A., Nurdaulet, Z., Shametov, K., Syrymbet, Z., Ni, N., Syzdykov, A., Tumenbayev, T., & Akhmetov, Y. (2020). Development and prospects of the fintech industry in the context of COVID-19. Proceedings of the 6th International Conference on Engineering & MIS, 8, 1-6. https://doi.org/10.1145/3410352.3410738
25. Schweizer, C. (2019). Texts as Data II: Media Content Analysis. In: Van den Bulck, H., Puppis, M., Donders, K., Van Audenhove, L. (eds) The Palgrave Handbook of Methods for Media Policy Research. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3030-16065-4_15
26. Shumsky, D., & Sosnovsky, O. (2024). Assessment Methodology for Customer and Employee Satisfaction with Digital Technologies and Bank Services. Digital Transformation, 30(3), 5-13. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-30-3-5-13 (in Russ.)
27. Thakor, A. (2019). Fintech and banking: What do we know? Journal of Financial Intermediation, 41, 100833. https://doi.org/10.1016/j.jfi.2019.100833
28. Turkova, V., Konstantinov, G., Arkhipova, A., Kuznetsova, N., & Ardashev, R. (2023). Application of modern energy-saving technologies and improved energy efficiency. BIO Web of Conferences, 71. https://doi.org/10.1051/bioconf/20237102039
29. USAID. (2024). Assessment of the country’s Digital ecosystem (DECA): Kazakhstan. USAID. Retrieved November 10, 2024 from https://files.digitalfrontiersdai.com/media/documents/USAID_DECA_Kazakhstan_Russian.pdf
Рецензия
Дәйектеу үшін:
Алмабекова Ж.С., Джаксыбекова Г.Н. Қазақстанда қаржылық технологияларды бағалау және енгізу әдіснамасы. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):122-144. https://doi.org/10.51176/1997-99672025-2-122-144
For citation:
Almabekova Zh.S., Jaxybekova G.N. Methodology for Assessing and Implementing Financial Technologies in Kazakhstan. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):122-144. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-99672025-2-122-144