Preview

Economy: strategy and practice

Расширенный поиск

Методология оценки и внедрения финансовых технологий в Казахстане

https://doi.org/10.51176/1997-99672025-2-122-144

Аннотация

В условиях стремительной цифровой трансформации экономики Казахстана финансовые технологии (FinTech) становятся ключевым фактором модернизации финансового сектора. Целью исследования является формирование комплексной методологии оценки и внедрения FinTech в финансовый сектор Казахстана, а также анализ их влияния на экономическую результативность и операционную эффективность. Методология исследования включает теоретико-методологический анализ, регрессионное моделирование, SWOT-анализ, контент-анализ, а также методы количественной и качественной оценки: парный t-тест и дисперсионный анализ (ANOVA). Исходные данные основаны на статистике казахстанской финтех-индустрии, результатах опроса 2000 пользователей, а также операционных и финансовых показателях Kaspi bank. Результаты исследования свидетельствуют о значительном влиянии FinTech: снижение операционных издержек на 30%, рост доли безналичных платежей с 45% до 83%, увеличение числа активных пользователей мобильного банкинга более чем на 200%, повышение уровня удовлетворённости (NPS) с 52 до 78 пунктов. Регрессионный анализ показал значимое влияние факторов, таких как инвестиции в финтех (β = 0.28, p <0.01) и уровень безопасности транзакций (β = 0.31, p <0.05), на операционную эффективность. Полученные результаты демонстрируют, что внедрение финансовых технологий приводит к увеличению эффективности бизнеса, расширению доступа к финансовым услугам и ускорению цифровой трансформации. Будущие исследования могут быть направлены на оценку воздействия новых технологий, таких как блокчейна, искусственного интеллекта и цифрового тенге на устойчивость финансового сектора, развитие регуляторных механизмов и повышение цифровой инклюзии различных групп населения. 

Об авторах

Ж. С. Алмабекова
Алматы менеджмент университет
Казахстан

PhD

ул. Розыбакиева 227, Алматы



Г. Н. Джаксыбекова
Алматы менеджмент университет
Казахстан

д.э.н., профессор

ул. Розыбакиева 227, Алматы



Список литературы

1. Ahern, D.M. (2020). Regulators Nurturing FinTech Innovation: Global Evolution of the Regulatory Sandbox as Opportunity Based Regulation. IO: Empirical Studies of Firms & Markets eJournal. (European Banking Institute Working Paper Series No. 60). https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3552015

2. Almestarihi, R., Bani Ahmad, A., Frangieh, R., Abu-AlSondos, I., Nser, Kh., & Ziani, A. (2024). Measuring the ROI of paid advertising campaigns in digital marketing and its effect on business profitability. Uncertain Supply Chain Management, 12, 1275-1284. https://doi.org/10.5267/j.uscm.2023.11.009

3. Alt, R., Beck, R., & Smits, M. (2018). FinTech and the transformation of the financial industry. Electronic Markets, 28, 235–243. https://doi.org/10.1007/s12525018-0310-9

4. Alves, H., Fernandes, C., & Raposo, M. (2016). Social Media Marketing: A Literature Review and Implications. Psychology & Marketing, 33, 1029-1038. https://doi.org/10.1002/MAR.20936.

5. Andreeva, O. (2023) What is ROI? Retrieved November 20, 2024 from https://blog.bcs.ru/chto-takoe-roi

6. BIG DATA and Advanced Analytics (2022). Proceedings of the 8th Int. Sci. and Practical Conf. (Minsk, May 11–12, 2022). Eds. V. A. Bogush et al. Minsk: Bestprint, 2022. Retrieved November 20, 2024 from https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/48394/1/Big_Data_2022.pdf

7. Fan, P. (2018). Singapore approach to develop and regulate FinTech. Handbook of Blockchain, Digital Finance, and Inclusion, 1, 347-357. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-810441-5.00015-4.

8. Fintech-Retail. (2024). Fintech in Kazakhstan. Trends and prospects for companies. Retrieved November 10, 2024 from https://fintech-retail.com/2024/08/21/fintech_kazahstan/

9. Ghaleb, B.D.S. (2024). The Importance of Using SWOT Analysis in Business Success. International Journal of Asian Business and Management, 3(4), 557–564. https://doi.org/10.55927/ijabm.v3i4.10857

10. Gerlach, J., & Rugilo, D. (2019). The Predicament of FinTechs in the Environment of Traditional Banking Sector Regulation – An Analysis of Regulatory Sandboxes as a Possible Solution. Credit and Capital Markets – Kredit und Kapital, 52(3), 323–373. https://doi.org/10.3790/ccm.52.3.323

11. Guha, S., Muller, M., Shami, N., Masli, M., & Geyer, W. (2021). Using Organizational Social Networks to Predict Employee Engagement. Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media, 10(1), 571-574. https://doi.org/10.1609/icwsm.v10i1.14814

12. Hardianto, B., & Wijaya, S. (2023). Analysis of The Impact of Net Promoter Score on Financial Performance With Customer Loyalty As Mediation. International Journal of Social Service and Research, 3(6), 1478 – 1488. https://doi.org/10.46799/ijssr.v3i6.401

13. Ifriza, Y., Budiman, K., & Ardiansyah, A. (2024). Optimizing Social Media Promotion Strategy to Increase Customer Retention Rate (CRR) with GKG Customer Engagement. Kinetik: Game Technology, Information System, Computer Network, Computing, Electronics, and Control, 9(4), https://doi.org/10.22219/kinetik.v9i4.2016

14. Kaspi.kz. (2024). The official website of Kaspi Bank. Retrieved November 10, 2024 from https://kaspi.kz

15. Khalid, M., & Kunhibava, S. (2021). Regulating FinTech Through Sandboxes. International Journal of Law and Society, 5(4), 83-99. https://doi.org/10.4018/9781-7998-3257-7.ch005.

16. Kim, S., & Gruca, T. (2023). Net promoter score and future consumer behavior in the casino gaming industry. International Journal of Market Research, 66, 345 - 358. https://doi.org/10.1177/14707853231198777

17. Margatskaya, G., & Margatskyi, R. (2020). Digital technologies in the financial market of Kazakhstan. Bulletin of “Turan” University, 3, 134-140. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2020-1-3-134-140

18. Mastercard. (2024). The fintech market of Kazakhstan. Retrieved November 10, 2024 from https://www.mastercard.kz/content/dam/public/mastercardcom/kz/ru/news/reports/report-2024-ru.pdf

19. Miglionico, A. (2022). Regulating Innovation through Digital Platforms: The Sandbox Tool. European Company and Financial Law Review, 19, 828 - 853. https://doi.org/10.1515/ecfr-2022-0029

20. Mishra, M.S., Devi, D.S., & Narayanan, D.B. (2019). Technology Dimensions of Automation in Business Process Management Industry. International Journal of Engineering and Advanced Technology, 8, 1919-1926. https://doi.org/10.35940/ijeat.F8569.088619

21. Mwikali, H. (2024). The Role of Comprehensive Customer Relationship Management (CRM) Systems in Achieving High Retention Rates. Idosr journal of current issues in social sciences, 10(1), 33-35. https://doi.org/10.59298/jciss/2024/101.19273335

22. Prakoeswa, C., Hidayah, N., Dewi, A., Mutiani, F., Adriansyah, A., & Yaqub, A. (2022). Loyalty Survey Based on Net Promoter Score in A Tertiary Hospital in Indonesia. eJournal Kedokteran Indonesia, 10(2), 92–100. https://doi.org/10.23886/ejki.10.154.92-100

23. Rudenko, L.G., & Degtyar, N.P. (2017). The essence of KPI and its role in enterprise management. Bulletin of the S. Y. Witte Moscow University. Economics and Management, 2(21), 50-54. https://doi.org/10.21777/2307-6135-2017-2-50-54

24. Sambetbayeva, A., Kuatbayeva, G., Kuatbayeva, A., Nurdaulet, Z., Shametov, K., Syrymbet, Z., Ni, N., Syzdykov, A., Tumenbayev, T., & Akhmetov, Y. (2020). Development and prospects of the fintech industry in the context of COVID-19. Proceedings of the 6th International Conference on Engineering & MIS, 8, 1-6. https://doi.org/10.1145/3410352.3410738

25. Schweizer, C. (2019). Texts as Data II: Media Content Analysis. In: Van den Bulck, H., Puppis, M., Donders, K., Van Audenhove, L. (eds) The Palgrave Handbook of Methods for Media Policy Research. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3030-16065-4_15

26. Shumsky, D., & Sosnovsky, O. (2024). Assessment Methodology for Customer and Employee Satisfaction with Digital Technologies and Bank Services. Digital Transformation, 30(3), 5-13. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-30-3-5-13 (in Russ.)

27. Thakor, A. (2019). Fintech and banking: What do we know? Journal of Financial Intermediation, 41, 100833. https://doi.org/10.1016/j.jfi.2019.100833

28. Turkova, V., Konstantinov, G., Arkhipova, A., Kuznetsova, N., & Ardashev, R. (2023). Application of modern energy-saving technologies and improved energy efficiency. BIO Web of Conferences, 71. https://doi.org/10.1051/bioconf/20237102039

29. USAID. (2024). Assessment of the country’s Digital ecosystem (DECA): Kazakhstan. USAID. Retrieved November 10, 2024 from https://files.digitalfrontiersdai.com/media/documents/USAID_DECA_Kazakhstan_Russian.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Алмабекова Ж.С., Джаксыбекова Г.Н. Методология оценки и внедрения финансовых технологий в Казахстане. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):122-144. https://doi.org/10.51176/1997-99672025-2-122-144

For citation:


Almabekova Zh.S., Jaxybekova G.N. Methodology for Assessing and Implementing Financial Technologies in Kazakhstan. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):122-144. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-99672025-2-122-144

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)