Кластеризация региональных туристских продуктов на основе библиометрического анализа: кейс Мангистауской области
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-161-175
Аннотация
Несмотря на растущую роль междисциплинарных подходов в туризме, отсутствуют структурированные аналитические модели для кластеризации туристских продуктов и их сопоставления с эффективными маркетинговыми инструментами. Настоящее исследование направлено на разработку теоретико-методологической модели кластеризации региональных туристских продуктов на основе библиометрического анализа с последующим сопоставлением кластеров с эффективными инструментами маркетингового продвижения. В качестве метода использован систематический библиометрический анализ 245 рецензируемых публикаций за период 2010–2023 гг., отобранных из базы данных Web of Science Core Collection с применением протокола PRISMA. Анализ проведён с использованием RStudio (пакет Biblioshiny) и VOSviewer, что позволило построить карты соавторства, социтирования и соиспользования ключевых слов. Результаты анализа выявили четыре тематических кластера: (1) устойчивое развитие и инновации в туризме, (2) качество сервиса и удовлетворённость туристов, (3) культурный и событийный туризм, и (4) гастрономический туризм и территориальная идентичность. На их основе разработана модель Matrix Design, обеспечивающая соответствие между типами туристских продуктов и специфическими инструментами продвижения. В рамках эмпирической апробации представлено исследование Мангистауской области Казахстана, подтвердившее применимость модели: выявлены проблемы фрагментарного позиционирования региона, а также предложены решения по цифровой сегментации, кластерному управлению и стратегическому брендингу. Будущие исследования должны быть направлены на апробацию модели в других регионах, а также на интеграцию цифровых технологий и искусственного интеллекта для усиления маркетинговых стратегий.
Об авторах
Ж. А. БекмурзаеваКазахстан
PhD докторант
ул. Кажымукана 11, Астана
М. Асиф
Пакистан
преподаватель
Лахор
Н. А. Урузбаева
Казахстан
д.э.н., профессор
ул. Кажымукана 11, Астана
Список литературы
1. Abdulla, S. A. M., Khalifa, G. S., Abuelhassan, A. E., & Ghosh, A. (2019). Antecedents of Dubai revisit intention: The role of destination service quality and tourist satisfaction. Restaurant Business, 118(10), 307-316. https://doi.org/10.26643/rb.v118i10.9326
2. Bernatović, I., Slavec Gomezel, A., & Černe, M. (2022). Mapping the knowledge-hiding field and its future prospects: a bibliometric co-citation, co-word, and coupling analysis. Knowledge Management Research & Practice, 20(3), 394-409. http://dx.doi.org/10.1080/14778238.2021.1945963
3. Bureau of National Statistics. (2024). Bureau of National Statistics of the Republic of Kazakhstan. Retrieved April 10, 2025 from https://stat.gov.kz/en
4. Сlarivate Analytics. (2020). Web of Science Core Collection. Retrieved from https://www.webofscience.com
5. Corvo, L., Pastore, L., Manti, A., & Iannaci, D. (2021). Mapping social impact assessment models: A literature overview for a future research agenda. Sustainability, 13, 4750. https://doi.org/10.3390/SU13094750
6. Donthu, N., Kumar, S., Mukherjee, D., Pandey, N., & Lim, W. M. (2021). How to conduct a bibliometric analysis: An overview and guidelines. Journal of Business Research, 133, 285-296. http://dx.doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.04.070
7. Haghkhah, A., Nosratpour, M., Ebrahimpour, A., & Hamid, A. (2011). The impact of service quality on tourism industry. In Proceedings of the 2nd ICBER 2011, 18341854. https://www.academia.edu/19304233/325_2nd_ICBER_2011_PG_1834_1854_Service_Quality_1_
8. Hammerschmidt, J., Calabuig, F., Kraus, S., & Uhrich, S. (2023). Tracing the state of sport management research: a bibliometric analysis. Management Review Quarterly, 74, 1185–1208. http://dx.doi.org/10.1007/s11301-023-00331-x
9. Huang, C.W., Chen, H.Y., &Ting, C.T. (2017). Using a network data envelopment analysis model to assess the efficiency and effectiveness of cultural tourism promotion in Taiwan. Journal of Travel & Tourism Marketing, 34(9), 1274-1284. http://dx.doi.org/10.1080/10548408.2017.1345342
10. inAktau. (n.d.). Information portal of Aktau city. Retrieved December 11, 2024, from https://www.inaktau.kz
11. Khalifa, G. S., & Ali, E.-H. M. (2017). Managing drivers and boundaries of information technology risk management (ITRM) to increase Egyptian hotels market share. International Journal on Recent Trends in Business and Tourism, 1(1), 12-31.
12. Khalifa, G. S., & Fawzy, N. M. (2017). Measuring e-Service Quality (expection vs perception) from Travel Agencies’ perspective: an empirical study on Egyptian hotel websites. International Journal on Recent Trends in Business and Tourism, 1(3), 36-48.
13. Liu, A., Urquía-Grande, E., López-Sánchez, P., & Rodríguez-López, Á. (2022). Research into microfinance and ICTs: a bibliometric analysis. Evaluation and Program Planning, 97(2), 102215. http://dx.doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2022.102215
14. Mahmood, Z., Asif, M., Aljuaid, M., & Lodhi, R. N. (2023). Beneath the surface: a bibliometric analysis of the hidden risks and costs of blockchain technology. International Journal of Web Information Systems, 19(5/6), 280-303. http://dx.doi.org/10.1108/IJWIS-08-2023-0124
15. Mangystau Regional Tourism Development Plan. (2023). Department of Tourism, Mangystau Region. Aktau: Akimat of Mangystau. https://www.gov.kz/memleket/entities/mangystau-tourism
16. Mamutova, K., Smykova, M., & Nikiforova, N. (2023). Research of opportunities for the development of the tourist brand in Mangystau region. ECONOMIC Series of the Bulletin of the L. N. Gumilyov ENU, (4), 184–193.
17. https://doi.org/10.32523/2079-620X-2020-4-184-193
18. Merigó, J. M., & Yang, J.-B. (2017). A bibliometric analysis of operations research and management science. Omega, 73, 37-48. http://dx.doi.org/10.1016/j.omega.2016.12.004
19. Ministry of Tourism and Sports of the Republic of Kazakhstan. (2023). Tourism Infrastructure Report. Retrieved from https://www.gov.kz/memleket/entities/tsm
20. Mousavi, S. S., Doratli, N., Mousavi, S. N., & Moradiahari, F. (2016). Defining Cultural Tourism. In Proceeding of the International Conference on Civil, Architecture and Sustainable Development (CASD-2016), 70-75.
21. Norris, M., & Oppenheim, C. (2007). Comparing alternatives to the Web of Science for coverage of the social sciences’ literature. Journal of Informetrics, 1(2), 161-169. https://doi.org/10.1016/j.joi.2006.12.001
22. Nwokorie, E. C. (2015). Food tourism in local economic development and national branding in Nigeria. Hatman Journal of Hospitality and Tourism, 5(1). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2770711
23. Small, H. (1973). Co‐citation in the scientific literature: A new measure of the relationship between two documents. Journal of the American Society for Information Science, 24(4), 265-269. https://doi.org/10.1002/asi.4630240406.
24. Streimikiene, D., & Korneeva, E. (2020). Economic impacts of innovations in tourism marketing. Terra Economicus, 18(3), 182-193. 10.18522/2073-6606-202018-3-182-193
25. Trung, N. V. H., & Khalifa, G. S. (2019). Impact of destination image factors on revisit intentions of hotel’s international tourists in Ba Ria-Vung Tau (BR-VT): The mediating role of positive word of mouth. International Journal on Recent Trends in Business and Tourism, 3(2), 106-115.
26. United Nations Development Programme. (2022). Sustainable Tourism Competitiveness in the Caspian Basin. New York: United Nations.
27. World Tourism Organization. (2022). Tourism Recovery Tracker: Central Asia. Madrid: UNWTO.
28. Visit Mangystau. (n.d.). Official tourism portal of Mangystau region. Retrieved December 11, 2024, from https://visitmangystau.kz
29. Wasiq, M., Bashar, A., Akmal, S., Rabbani, M. R., Saifi, M. A., Nawaz, N., & Nasef, Y. T. (2023). Adoption and applications of blockchain technology in marketing: a retrospective overview and bibliometric analysis. Sustainability, 15(4), 3279. https://doi.org/10.3390/su15043279
30. Zupic, I., & Čater, T. (2015). Bibliometric methods in management and organization. Organizational Research Methods, 18(3), 429-472. https://doi.org/10.1177/1094428114562
Рецензия
Для цитирования:
Бекмурзаева Ж.А., Асиф М., Урузбаева Н.А. Кластеризация региональных туристских продуктов на основе библиометрического анализа: кейс Мангистауской области. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):161-175. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-161-175
For citation:
Bekmurzayeva Zh.A., Asif M., Uruzbayeva N.A. Clustering of Regional Tourism Products Based on Bibliometric Analysis: The Case of Mangystau Region. Economy: strategy and practice. 2025;20(2):161-175. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-2-161-175