Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Реформирование государственных предприятий – новые угрозы и новые возможности для развития экономики Узбекистана

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-195-209

Аннотация

Целью статьи является определение новых угроз и возможностей в реформировании государственных предприятий Узбекистана для повышения эффективности их деятельности, а также национальной экономики в целом. В ходе исследования были изучены проблема коррупции, методы реформирования государственных предприятий развитых стран, их последствия и направления развития. А также приведён критический взгляд и предложены рекомендации по проведению реформирования государственных предприятий в отечественной экономике. По итогам анализа и разбора государственных программ были выявлены особые проблемы государственных предприятий сферы недропользования, добывающих отраслей, деятельности предприятий, имеющих государственную долю. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости усиления надзора за деятельностью государственных предприятий, поскольку их рентабельность или убыточность напрямую влияют на степень сопутствующих фискальных рисков. Государственные предприятия зачастую выполняют квазифискальные функции, привлекая для финансирования отраслевых проектов средства как из государственного бюджета, так и из внешних источников. В сфере реформирования государственных предприятий Узбекистана сделаны ключевые выводы касательно доведения до общественности целей, задач и необходимости проводимых преобразований. Не вызывает сомнений, что реформа государственных предприятий требует существенного изменения законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции, банковско-финансовой системы, улучшения защиты частной собственности и прав потребителей, социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения и безработных.

Об авторах

А. Ф. Расулев
Ташкентский государственный экономический университет
Узбекистан

Расулев А.Ф. – доктор экономических наук, профессор

Scopus ID: 57190430787

ул. Ислама Каримова, 49, 100066, Ташкент



П. Ж. Орынбет
Университет международного бизнеса имени К.Сагадиева
Казахстан

Орынбет П.Ж. – PhD, доцент

Scopus ID: 57219234394

пр. Абая 8А, 50010, Алматы



С. А. Воронин
Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Узбекистан

Воронин С.А. – доктор экономических наук, профессор

ул. Ленина 24, 117997, Ташкент



Б. Э. Мамарахимов
Ташкентский государственный экономический университет
Узбекистан

Мамарахимов Б.Э. – кандидат экономических наук, доцент

ул. Ислама Каримова 49, 100066, Ташкент



Список литературы

1. Apriliyanti, I. D., & Kristiansen, S. (2019). The logics of political business in state-owned enterprises: the case of Indonesia. International Journal of Emerging Markets, 14, 709-730. https://doi.org/10.1108/IJOEM-08-2018-0433

2. Baer, W., & Trebat, T. J. (1983). Brazil’s State-Owned Enterprises: A Case Study of the State as Entrepreneur. Americas, 66, 420-421. https://doi.org/10.1215/00182168-66.2.420

3. Bajona, C., & Chu, T. (2010). Reforming state owned enterprises in China: Effects of WTO accession. Review of Economic Dynamics, 13(4), 800-823. https://doi.org/10.1016/J.RED.2009.07.003

4. Bhatta, G. (2019). Those That Fix the Lights: The Practice of Public Sector Management in Developing Asia. Routledge.

5. Bernier, L., Florio, M., & Bance, P. (Eds.). (2020). The Routledge handbook of state-owned enterprises. Routledge.

6. Efird, B., Lester, L., & Wise, B. P. (2016). Analyzing coalitions in China’s policy formulation: reforming the role of state owned enterprises in China’s energy sector–erratum. Journal of East Asian Studies, 16, 303-306.

7. Taghizadeh-hesary, F., Yoshino, N., Kim, C. J., & Kim, K. (2021). Reforming State-Owned Enterprises in Asia. Springer Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-15-8574-6

8. Gil-López, Á., Arzubiaga, U., Román, E. S., & De Massis, A. (2020). The Visible Hand of corporate entrepreneurship in state-owned enterprises: a longitudinal study of the Spanish National Postal Operator. International Entrepreneurship and Management Journal, 18, 1-39. https://doi.org/10.1007/s11365-020-00700-y

9. Hendarto, T., Nurjaya, I. N., Djatmika, P., & Madjid, A. (2021). The Meaning of Corporate Oversight of State-Owned Enterprises as Condition of Criminal Liability. International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding, 7(11), 619-628. https://doi.org/10.18415/IJMMU.V7I11.2261

10. Hickey, W. (2020). Reforming State- Owned Enterprises. In The Sovereignty Game (pp. 85-97). Palgrave Macmillan, Singapore.

11. Huang, L. J., & Snell, R. S. (2003). Turnaround, corruption and mediocrity: Leadership and governance in three state owned enterprises in Mainland China. Journal of Business Ethics, 43(1), 111-124. https://doi.org/10.1023/A%3A1022919418838

12. Junqueira, C. A., & Abrantes, E. A. (2016). Brazil: State-owned enterprises. International financial law review, 35(36), 36-36.

13. Khan, F. U., Zhang, J., Usman, M., Badulescu, A., & Sial, M. S. (2019). Ownership Reduction in state-owned enterprises and corporate social responsibility: Perspective from secondary privatization in China. Sustainability, 11(4), 1008-1023. https://doi.org/10.3390/su11041008

14. Kiranmai, J., & Mishra, R. K. (2019). Corporate Governance Practices in Listed Stateowned Enterprises in India: An Empirical Research. Indian Journal of Corporate Governance, 12(1), 94-121. https://doi.org/10.1177/0974686219849760

15. Kumar, S. (2018). MoU System in State-owned Enterprises in India: A Tool in Strategic Management. Indian Journal of Public Administration, 64(1), 36-48. https://doi.org/10.1177/0019556117735460

16. Li, D. D., & Wu, C. (2002). Reforming state-owned enterprises: diversifying ownership versus improving management. In The management of enterprises in the People’s Republic of China (pp. 79-98). Springer, Boston, MA. https://doi.org/10.1007/978-1-4615-1095-6_5

17. Perkins, D. H. (1993). Summary: Why is reforming state-owned enterprises so difficult? China Economic Review, 4 (2), 149-151. https://doi.org/10.1016/1043-951X%2893%2990016-S

18. Silvestre, H. C., Gomes, R. C., & Miorin G. R. (2018). The Institutional Settings for the Development of Public Services through State-Owned Enterprises in Brazil. International Journal of Public Administration, 41(1), 59-71. https://doi.org/10.1080/01900692.2016.1247368

19. Wachira, R. W. (2003). Response of state owned enterprises to corporate governance reforms (Doctoral dissertation, University of Nairobi.).

20. Glinkina, S. P. (2004). The results of privatization in the countries of Central and Eastern Europe. Property Management, 2, 33-43.

21. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan. On measures to further accelerate the processes of privatization of state assets. National Database of Legislation of the Republic of Uzbekistan, (2020). [updated October 27, 2020; cited March 30, 2022]. Available: https://lex.uz/uz/docs/5068826

22. Khamidulin, M. B. (2020). Regions in the strategies of international interaction and cooperation of the EAEU countries and other countries of Greater Eurasia. Greater Eurasia: development, security, cooperation, (3-2), 927-930.


Рецензия

Для цитирования:


Расулев А.Ф., Орынбет П.Ж., Воронин С.А., Мамарахимов Б.Э. Реформирование государственных предприятий – новые угрозы и новые возможности для развития экономики Узбекистана. Economics: the strategy and practice. 2022;17(3):195-209. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-195-209

For citation:


Rasulev A.F., Orynbet P.Zh., Voronin S.A., Mamarakhimov B.E. Reform of State-Owned Enterprises – New Threats and New Opportunities for the Development of Uzbekistan’s Economy. Economics: the strategy and practice. 2022;17(3):195-209. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-195-209

Просмотров: 347


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)