Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Возможности применения зарубежного опыта по государственному регулированию рынка электронной коммерции в Казахстане

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-210-225

Аннотация

В настоящее время рынок электронной коммерции в Казахстане развивается стремительно, устанавливая правила игры в рамках рыночных отношений и саморегулирования. Однако незрелость системы государственного регулирования рынка электронной коммерции не позволяет в полной мере способствовать его развитию. Работа посвящена исследованию зарубежного опыта государственного регулирования рынка электронной коммерции с точки зрения его применимости в условиях Казахстана. В качестве методов исследования использовались методы систематизации, анализа и синтеза, критериального анализа, сравнительной оценки. В статье авторами обоснована необходимость государственного регулирования сферы электронной коммерции в Казахстане, что обусловлено наличием положительного и отрицательного эффекта от присутствия в экономике электронных методов ведения коммерции. Для выработки рекомендаций по государственному регулированию сферы электронной коммерции исследуется соответствующий опыт стран как США, Китай и Сингапур, которые достигли значительных успехов в продвижении электронной коммерции. В частности, подробно рассматриваются особенности государственной политики в части регулятивного воздействия, налогового регулирования и оказания поддержки предприятиям электронной коммерции. Значимость результатов проводимого исследования заключается в приоритетности развития рынка электронной коммерции в Казахстане, где он назван драйвером экономического роста страны, согласно положениям «Дорожной карты развития электронной коммерции в РК до 2025 года» реализуемой в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан». Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при составлении обучающих материалов в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры по дисциплине «Электронная коммерция».

Об авторах

А. Ж. Панзабекова
Институт экономики КН МОН РК
Казахстан

Панзабекова А.Ж. - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы



Т. А. Азатбек
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

Азатбек Т.А. – доктор экономических наук, профессор

Сатпаева 2, 010008, Нур-Султан



И. Д. Тургель
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Тургель И.Д. – доктор экономических наук, профессор

Мира 19, 620002, Екатеринбург

 



А. Б. Жанбозова
Институт экономики КН МОН РК
Казахстан

Жанбозова А. Б. – научный сотрудник

ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы



Список литературы

1. Damaskin, O.V. (2003). Legal problems of national security in the context of the globalization of the information network. Modern law, 9, 3-7.

2. Ilichev, S.V. (2004). Features of taxation in the field of e-commerce: monograph. M.: Market DS.

3. Ismailova, B., Kurmanova, A., Alimpiyeva, T., Balabiyev, K., Altynbekkyzy, A., & Altynbekuly, A. (2020). The viewpoint on legislation and guidelines on E-business and E-commerce: Kazakhstan’s approach. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 11(3), 856-862. http://doi.org/10.14505/jarle.v11.3(49).19

4. Kaufman N., & Hardesty, D. (2002). Taxation of Electronic Commerce - Title 43 of RIA Tax Advisors Planning System. Reseach Institute of America, 2, 32-50.

5. Koren, A.V. (2011). Taxation of e-commerce entities: problems and prospects. Vladivostok: Publisher: VGUJeS.

6. Mann, C.L. (2000). Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics.

7. Mueller, M.L., & Farhat, K. (2022). Regulation of platform market access by the United States and China: Neo-mercantilism in digital services. Policy and Internet, 14(2), 348-367. http://doi.org/10.1002/poi3.305

8. Operkent, A. (2001). The Law Problems of Electronic Economy. Journal of Monetary Economics, 12, 89-90.

9. Palan, R. (2003). The Offshore World: Sovereign Markets, Virtual Places and Nomadic Millionaires. NY: Cornell University Press.

10. Rozanova, N. (2022). Foreign experience of supporting competition in the digital economy. World economy and reverse relations, 2, 15-22. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-2-15-22

11. Sakovich, O. M., Solovieva, S. V., Shcherbak, S.S., Astashova, V.S., Leshchenkov, F.A., Radchenko, V. S., Semilyutina N.G., , Ternova O. A., , Tsirina M.A., & Shram, V.P. (2019). Legal regulation of electronic commerce in foreign countries: monograph. M.: Prospekt.

12. Semiljutina, N. G. (2015). Globalization of international economic relations, information technology and reaching a new level of diffusion in law. Journal of Russian Law, 5(221), 134-141. http://doi.org/10.12737/10729

13. Soloveva, S. V. (2007). The main institutions of the law of obligations of the US legal system. M.: Norm.

14. Stok, D. R., & Lambert, D. M. (2005). Strategic logistics management. M.: Infra-M.

15. Al-Ayed, S. (2022). The impact of e-commerce drivers on e-customer loyalty: Evidence from KSA. International Journal of Data andNetwork Science, 6(1), 73-80. http://doi.org/10.5267/j.ijdns.2021.10.002

16. Tofan, M., & Bostan, I. (2022). Some implications of the development of E-commerce on EU tax regulations. Laws, 11(1), 13. http://doi.org/10.3390/laws11010013

17. Wang, W., Xu, H., & Liu, Y. (2022). Platform ruralism: Digital platforms and the technospatial fix. Geoforum, 131, 12-19. https://doi.org/10.1086/228311

18. Wen, L. (2022). Development Analysis of Cross-Border E-Commerce Logistics Based on Big Data Technology Under Safety Law Protection. International Journal of Information Systems in the Service Sector (IJISSS), 14(2), 1-14. http://doi.org/10.4018/IJISSS.290547

19. Wong J., & Nah, S.L. (2001). China’s emerging new economy: The Internet and e-commerce. Singapore: World Scientific.

20. Zhanbozova, A. B., Azatbek, T. A., Valieva, S. N., Tuzelbaeva, I. N., & Zhumanazarov, K. B. (2021). The e-commerce market in Kazakhstan: analysis of the state and development directions. Economics: the strategy and practice, 16(1), 34-48. https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3

21. Zhao, Z., Hao, Z., Wang, G., Mao, D., Zhang, B., Zuo, M., & Tu, G. (2022). Sentiment analysis of review data using blockchain and LSTM to improve regulation for a sustainable market. Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research, 17(1), 1-19. http://doi.org/10.3390/jtaer17010001

22. Zhudzhun D., Kovalev, M.M., & Novik, V.V. (2008). The phenomenon of China’s economic development. Minsk: Publisher BGU.


Рецензия

Для цитирования:


Панзабекова А.Ж., Азатбек Т.А., Тургель И.Д., Жанбозова А.Б. Возможности применения зарубежного опыта по государственному регулированию рынка электронной коммерции в Казахстане. Economics: the strategy and practice. 2022;17(3):210-225. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-210-225

For citation:


Panzbekova A.Zh., Azatbek T.А., Turgel I.D., Zhanbozova A.B. Possibilities of Application of Foreign Experience in State Regulation of E-Commerce Market in Kazakhstan. Economics: the strategy and practice. 2022;17(3):210-225. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-210-225

Просмотров: 2207


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)