Рейтинг регионов Казахстана по уровню готовности к электронной готовности коммерции в секторе В2С: методика оценки и рекомендации
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-20-35
Аннотация
Цель работы заключается в разработке методики оценки готовности к электронной коммерции в секторе B2C, позволяющей дать оценку условиям и факторам развития электронной коммерции в разрезе регионов Казахстана. Методология исследования основывается на использовании методов составления композитного индекса, экспертных оценок, агрегирования и нормирования данных. Информационной базой исследования выступили отчеты Международного союза электросвязи, ЮНЕСКО, Всемирного Почтового союза, Всемирного банка, а также официальные данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам и Национального банка РК. Апробирование методики осуществлено на примере регионов Казахстана, что позволило составить рейтинг регионов Казахстана по уровню готовности к электронной коммерции в секторе В2С. Полученные оценки позволяют сравнивать агрегированные показатели и его составные показатели по регионам Казахстана по годам, и выявлять зоны отставания регионов от среднереспубликанских значений по тем или иным показателям готовности к электронной коммерции в сегменте В2С. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии методологии межрегионального сравнительного анализа уровня инфраструктурной готовности к электронной коммерции. Отдельные выводы исследования также могут быть основой для постановки новых исследовательских задач. Практическая применимость результатов исследования характеризуется возможностью применения разработанного инструментария оценки в работе соответствующих профильных органов государственного управления в процессе составления программных документов по развитию электронной коммерции в регионах Казахстана.
Ключевые слова
Об авторах
А. Б. ЖанбозоваКазахстан
научный сотрудник
ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы
Т. А. Азатбек
Россия
доктор экономических наук, профессор
ул.Сатпаева-2, Z19A0K6, Нур-Султан
М. М. Халитова
Россия
доктор экономических наук, профессор
ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы
Г. Б. Молдабекова
Россия
магистр, старший преподаватель
Айтеке-би 52, 030006, Актобе
Список литературы
1. Ahluwalia, P., & Merhi, M. I. (2020). Understanding Country Level Adoption of E-Commerce: A Theoretical Model Including Technological, Institutional, and Cultural Factors. JGIM, 28(1), 1-22. https://doi.org/10.4018/JGIM.2020010101
2. Alibekova, G., Medeni, T., Panzabekova, A., & Mussayeva, D. (2020). Digital transformation enablers and barriers in the economy of Kazakhstan. Journal of Asian Finance, Economics and Busines, 7 (7), 565–575. https://doi.org/10.13106/jafeb.2020.vol7.no7.565
3. Cho, J., Ozment, J., & Sink, H. (2008). Logistics Capability, Logistics Outsourcing and Firm Performance in an E-commerce Market. International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, 38, 336-359. https://doi.org/10.1108/09600030810882825
4. Gibbs, J, Kraemer, K.L, & Dedric, J. (2003). Environment and policy factors shaping global e-commerce diffusion: A cross-country comparison. The Information Society, 19, 5-18.
5. Gomez-Herrera, M. E., Martens, B., & Turlea, G. (2014). The drivers and impediments for crossborder e-commerce in the EU. Information Economics and Policy, 28, 83-96. https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2014.05.002
6. Hawk, S. (2004). Comparison of B2C e-commerce in development countries. Marketing and Trade Electronic Commerce Research, 4 (3), 181-199. https://doi.org/10.1023/B:ELEC.0000027979.91972.36
7. Ho, S., Kauffman, J. R., & Liang P-T. (2007). A growth theory perspective on B2C e-commerce growth in Europe: An exploratory study. Electronic Commerce Research and Applications, 6 (3), 237-259. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2006.06.003
8. Ibrahim, O. A., Muftawu, Dz. A., & Yaw, A. (2020). What drives global B2C E-commerce? An analysis of the effect of ICT access, human resource development and regulatory environment. Technology Analysis & Strategic Management, 32(7), 835-850. https://doi.org/10.1080/09537325.2020.1714579
9. Kireyeva, A.A., Nurbatsin, A.S., & Mussabalina, D.S. (2021). Exploring the impact of information and communication technology in regions of Kazakhstan. Economy of Region, 17(2), 375–388. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-2-2
10. Kireyeva, A.A., Satpayeva, Z.T., & Urdabayev, M.T. (2022). Analysis of the Digital Readiness and the Level of the ICT Development in Kazakhstan’s Regions. Economy of Region, 18(2), 464–478. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2022-2-12
11. Kshetri, N. (2008). Barriers to e-commerce and competitive business models in developing countries: A case study. Electronic Commerce Research and Applications, 6, 443-452. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2007.02.004
12. Lim, K., Leung, K., Sia, Ch., & Lee, M. (2004). Is Ecommerce Boundary-Less? Effects of Individualism–Collectivism and Uncertainty Avoidance on Internet Shopping. Journal of International Business Studies, 35, 545-559. https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8400104
13. Makarova, I.L. (2015). Analysis of methods for determining weight coefficients in the integral indicator of public health, Simvol nauki [Science symbol], 7, 87–94. (in Russ.)
14. Nath, V. (2001). Empowerment and governance through information and communication technologies: women’s perspective. The International Information & Library Review, 33, 317-39. https://doi.org/10.1080/10572317.2001.10762556
15. Nicoletti, G., Scarpetta, S., & Boylaud, O. (2000). Summary indicators of product market regulation with an extension to employment protection legislation. OECD Economics Department Working Papers, 226. https://doi.org/10.1787/18151973
16. OECD (2008). Handbook on Constructing Composite Indicators: Methodology and User Guide. Paris: OECD Publishing.
17. Panzabekova, A., Kireyeva, A.A., Satybadin, A.A., & Sabyr, N.S. (2020). Distribution of ICT and Analysis of the Digital Components of the Quality of Life. Journal of Distribution Science, 18 (12), 67–77. https://doi.org/10.15722/jds.18.12.202012.67
18. Panzabekova, A.Zh., Zhanbozova, A.B., & Zhumanazarov, K.B. (2020). Electronic public involvement: modern challenges for Kazakhstan. Reports of the National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan, 329, 147-153. https://doi.org/10.32014/2020.2518-1483.19
19. Saltelli, A., Mundo, G., & Nardo, M. (2006). From Complexity to Multidimensionality. The Role of Composite Indicators for Advocacy of EU Reform. Review of Business and Economic Literature, LI (3), 221–235.
20. Singh, T., Jayashankar, V. J., & Singh, J. (2001). E-Commerce in the U.S. and Europe – Is Europe Ready to Compete? Business Horizons, 44(2), 6-16. https://doi.org/10.1016/S0007-6813%2801%2980017-3
21. Smith, K.T. (2009). Worldwide growth of e-commerce. E-Business, 3, 29-34. https://doi.org/10.1201/9781439809426-c4
22. Stoсk, Dzh.R., & Lambert, D.M. (2005). Strategicheskoe upravlenie logistikoj [Strategic Logistics Management], Moscow, Infra-M. (in Russ.)
23. Wang, T., Kang, J.W., & Valentine, V.F. (2020). A holistic analysis of national e-commerce and logistics development. Marit Econ Logist, 22, 500–513. https://doi.org/10.1057/s41278-020-00151-w
Рецензия
Для цитирования:
Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Халитова М.М., Молдабекова Г.Б. Рейтинг регионов Казахстана по уровню готовности к электронной готовности коммерции в секторе В2С: методика оценки и рекомендации. Economy: strategy and practice. 2023;18(1):20-35. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-20-35
For citation:
Zhanbozova A.B., Azatbek T.A., Khalitova M.M., Moldabekova G.B. Rating of Regions of Kazakhstan in Terms of Readiness for B2C E-commerce: Evaluation Methodology and Recommendations. Economy: strategy and practice. 2023;18(1):20-35. (In Kazakh) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-20-35