Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Рейтинг регионов Казахстана по уровню готовности к электронной готовности коммерции в секторе В2С: методика оценки и рекомендации

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-20-35

Аннотация

Цель работы заключается в разработке методики оценки готовности к электронной коммерции в секторе B2C, позволяющей дать оценку условиям и факторам развития электронной коммерции в разрезе регионов Казахстана. Методология исследования основывается на использовании методов составления композитного индекса, экспертных оценок, агрегирования и нормирования данных. Информационной базой исследования выступили отчеты Международного союза электросвязи, ЮНЕСКО, Всемирного Почтового союза, Всемирного банка, а также официальные данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам и Национального банка РК. Апробирование методики осуществлено на примере регионов Казахстана, что позволило составить рейтинг регионов Казахстана по уровню готовности к электронной коммерции в секторе В2С. Полученные оценки позволяют сравнивать агрегированные показатели и его составные показатели по регионам Казахстана по годам, и выявлять зоны отставания регионов от среднереспубликанских значений по тем или иным показателям готовности к электронной коммерции в сегменте В2С. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии методологии межрегионального сравнительного анализа уровня инфраструктурной готовности к электронной коммерции. Отдельные выводы исследования также могут быть основой для постановки новых исследовательских задач. Практическая применимость результатов исследования характеризуется возможностью применения разработанного инструментария оценки в работе соответствующих профильных органов государственного управления в процессе составления программных документов по развитию электронной коммерции в регионах Казахстана.

Об авторах

А. Б. Жанбозова
Институт экономики КН МНВО РК
Казахстан

научный сотрудник

ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы



Т. А. Азатбек
Евразийский Национальный университет Л.Н. Гумилева
Россия

доктор экономических наук, профессор

ул.Сатпаева-2, Z19A0K6, Нур-Султан



М. М. Халитова
Институт экономики КН МНВО РК
Россия

доктор экономических наук, профессор

ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы



Г. Б. Молдабекова
Казахско-Русский международный университет
Россия

магистр, старший преподаватель

Айтеке-би 52, 030006, Актобе



Список литературы

1. Ahluwalia, P., & Merhi, M. I. (2020). Understanding Country Level Adoption of E-Commerce: A Theoretical Model Including Technological, Institutional, and Cultural Factors. JGIM, 28(1), 1-22. https://doi.org/10.4018/JGIM.2020010101

2. Alibekova, G., Medeni, T., Panzabekova, A., & Mussayeva, D. (2020). Digital transformation enablers and barriers in the economy of Kazakhstan. Journal of Asian Finance, Economics and Busines, 7 (7), 565–575. https://doi.org/10.13106/jafeb.2020.vol7.no7.565

3. Cho, J., Ozment, J., & Sink, H. (2008). Logistics Capability, Logistics Outsourcing and Firm Performance in an E-commerce Market. International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, 38, 336-359. https://doi.org/10.1108/09600030810882825

4. Gibbs, J, Kraemer, K.L, & Dedric, J. (2003). Environment and policy factors shaping global e-commerce diffusion: A cross-country comparison. The Information Society, 19, 5-18.

5. Gomez-Herrera, M. E., Martens, B., & Turlea, G. (2014). The drivers and impediments for crossborder e-commerce in the EU. Information Economics and Policy, 28, 83-96. https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2014.05.002

6. Hawk, S. (2004). Comparison of B2C e-commerce in development countries. Marketing and Trade Electronic Commerce Research, 4 (3), 181-199. https://doi.org/10.1023/B:ELEC.0000027979.91972.36

7. Ho, S., Kauffman, J. R., & Liang P-T. (2007). A growth theory perspective on B2C e-commerce growth in Europe: An exploratory study. Electronic Commerce Research and Applications, 6 (3), 237-259. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2006.06.003

8. Ibrahim, O. A., Muftawu, Dz. A., & Yaw, A. (2020). What drives global B2C E-commerce? An analysis of the effect of ICT access, human resource development and regulatory environment. Technology Analysis & Strategic Management, 32(7), 835-850. https://doi.org/10.1080/09537325.2020.1714579

9. Kireyeva, A.A., Nurbatsin, A.S., & Mussabalina, D.S. (2021). Exploring the impact of information and communication technology in regions of Kazakhstan. Economy of Region, 17(2), 375–388. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-2-2

10. Kireyeva, A.A., Satpayeva, Z.T., & Urdabayev, M.T. (2022). Analysis of the Digital Readiness and the Level of the ICT Development in Kazakhstan’s Regions. Economy of Region, 18(2), 464–478. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2022-2-12

11. Kshetri, N. (2008). Barriers to e-commerce and competitive business models in developing countries: A case study. Electronic Commerce Research and Applications, 6, 443-452. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2007.02.004

12. Lim, K., Leung, K., Sia, Ch., & Lee, M. (2004). Is Ecommerce Boundary-Less? Effects of Individualism–Collectivism and Uncertainty Avoidance on Internet Shopping. Journal of International Business Studies, 35, 545-559. https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8400104

13. Makarova, I.L. (2015). Analysis of methods for determining weight coefficients in the integral indicator of public health, Simvol nauki [Science symbol], 7, 87–94. (in Russ.)

14. Nath, V. (2001). Empowerment and governance through information and communication technologies: women’s perspective. The International Information & Library Review, 33, 317-39. https://doi.org/10.1080/10572317.2001.10762556

15. Nicoletti, G., Scarpetta, S., & Boylaud, O. (2000). Summary indicators of product market regulation with an extension to employment protection legislation. OECD Economics Department Working Papers, 226. https://doi.org/10.1787/18151973

16. OECD (2008). Handbook on Constructing Composite Indicators: Methodology and User Guide. Paris: OECD Publishing.

17. Panzabekova, A., Kireyeva, A.A., Satybadin, A.A., & Sabyr, N.S. (2020). Distribution of ICT and Analysis of the Digital Components of the Quality of Life. Journal of Distribution Science, 18 (12), 67–77. https://doi.org/10.15722/jds.18.12.202012.67

18. Panzabekova, A.Zh., Zhanbozova, A.B., & Zhumanazarov, K.B. (2020). Electronic public involvement: modern challenges for Kazakhstan. Reports of the National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan, 329, 147-153. https://doi.org/10.32014/2020.2518-1483.19

19. Saltelli, A., Mundo, G., & Nardo, M. (2006). From Complexity to Multidimensionality. The Role of Composite Indicators for Advocacy of EU Reform. Review of Business and Economic Literature, LI (3), 221–235.

20. Singh, T., Jayashankar, V. J., & Singh, J. (2001). E-Commerce in the U.S. and Europe – Is Europe Ready to Compete? Business Horizons, 44(2), 6-16. https://doi.org/10.1016/S0007-6813%2801%2980017-3

21. Smith, K.T. (2009). Worldwide growth of e-commerce. E-Business, 3, 29-34. https://doi.org/10.1201/9781439809426-c4

22. Stoсk, Dzh.R., & Lambert, D.M. (2005). Strategicheskoe upravlenie logistikoj [Strategic Logistics Management], Moscow, Infra-M. (in Russ.)

23. Wang, T., Kang, J.W., & Valentine, V.F. (2020). A holistic analysis of national e-commerce and logistics development. Marit Econ Logist, 22, 500–513. https://doi.org/10.1057/s41278-020-00151-w


Рецензия

Для цитирования:


Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Халитова М.М., Молдабекова Г.Б. Рейтинг регионов Казахстана по уровню готовности к электронной готовности коммерции в секторе В2С: методика оценки и рекомендации. Economics: the strategy and practice. 2023;18(1):20-35. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-20-35

For citation:


Zhanbozova A.B., Azatbek T.A., Khalitova M.M., Moldabekova G.B. Rating of Regions of Kazakhstan in Terms of Readiness for B2C E-commerce: Evaluation Methodology and Recommendations. Economics: the strategy and practice. 2023;18(1):20-35. (In Kazakh) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-20-35

Просмотров: 422


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)