Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Влияние образовательного потенциала на развитие регионов Казахстана

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-103-115

Аннотация

Целью исследования является проверить какой из нами выбранных факторов наиболее влияет на решение обучаться в тех или иных регионах Казахстана. Полное высшее образование свидетельствует о профессиональном и культурном уровне значительной части населения, особенно молодёжи, и является не только показателем экономического роста, но и также социальной стабильности. Высокий уровень развития системы образования является основой стабильности любого государства, а также потенциалом его дальнейшего развития. В ходе исследования были проанализированы основные источники, и на основе чего была выбрана методика. Методологической базой у нас выступил многофакторный регрессионный анализ с применением программы пакета анализов данных EViews10. Базой исследования послужили данные Бюро национальной статистики Агентства стратегического планирования и реформ Республики Казахстан за 2011–2021 гг. На основе многофакторного анализа были выбраны пять независимых фактора, однако в ходе исследования один фактор оказался не влияющим, это: выпуск студентов организаций высшего образования. Из оценённых четырёх факторов оказались три наиболее влияющими, это: численность профессорскопреподавательского состава организаций высшего образования, уровень молодёжной безработицы (15-28 лет) и число высших учебных заведений. Расчёты показали, что факторы, которые были выбраны, показали разные влияния в разных регионах. В результате исследования были разработаны рекомендации по государственной политике в сфере образования для повышения образовательного потенциала регионов. Результаты исследования могут быть использованы региональными высшими учебными заведениями, а также государственными структурами управления образованием.

Об авторах

П. Ж. Орынбет
Университет международного бизнеса имени К.Сагадиева
Казахстан

PhD, Заведующая отделом управления научными исследованиями

пр. Абая, 8А, 50010, Алматы



Г. С. Ныгыметов
Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева
Казахстан

докторант DBA

Коргалжинское шоссе 8, 010000, Астана



А. А. Цой
Университет международного бизнеса имени К.Сагадиева
Казахстан

исследователь-эксперт

пр. Абая, 8А, 50010, Алматы



Список литературы

1. Arbo, P., & Benneworth, P. (2007). Understanding the regional contribution of higher education institutions: A literature review. OECD Education Working Papers, No. 9, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/161208155312

2. Arbo, P., & Benneworth, P. (2007). Understanding the regional contribution of higher education institutions: A literature review. Paris, OECD. https://doi.org/10.1787/161208155312

3. Bureau of National Statistics. (2022). Annual statistical collections of the Republic of Kazakhstan [Ezhegodnye statisticheskie sborniki Respubliki Kazahstan]. [updated June 13, 2022; cited December 22, 2022]. Available: https://stat.gov.kz/official (in Russ.).

4. European Commission. (2017). A renewed EU agenda for higher education. (White Paper 52017DC0247).

5. Faggian, A., Modrego, F., & McCann, P. (2019). Human capital and regional development. Handbook of regional growth and development theories. UK: Edward Elgar Publishing Limited. https://doi.org/10.4337/9781788970020.00015

6. Green, T. F. (1980). Predicting the behavior of the educational system. New York, Syracuse University Press.

7. Gregáňová, R. H., Országhová, D., & Horváthová, J. (2017). The role of tertiary education in regional development in conditions of Slovak Republic. In International scientific conference rural development 2017, Aleksandras Stulginskis University, Lithuania, 8, 1043-1049. https://doi.org/10.15544/RD.2017.126

8. Harvey, M. T., May, M. E., & Kennedy, C. H. (2004). Nonconcurrent multiple baseline designs and the evaluation of educational systems. Journal of Behavioral Education, 13(4), 267-276. https://www.jstor.org/stable/41824337

9. Hopper, E. I. (1968). A typology for the classification of educational systems. Sociology, 2(1), 29-46. https://doi.org/10.1177/003803856800200103

10. Kumar, A., & Thakur, R.R. (2019). Objectivity in performance ranking of higher education institutions using dynamic data envelopment analysis. International Journal of Productivity and Performance Management, 4(68), 774-796. https://doi.org/10.1108/IJPPM-03-2018-0089

11. Mellander, C., & Florida, R. (2021). The rise of skills: Human capital, the creative class, and regional development. Handbook of regional science. Berlin, Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-662-60723-7_18

12. Nahapiet, J., & Ghoshal, S. (1998). Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage. Academy of management review, 23(2), 242-266. https://doi.org/10.5465/amr.1998.533225

13. Pinto, H., Fernandez-Esquinas, M., & Uyarra, E. (2015). Universities and knowledge-intensive business services (KIBS) as sources of knowledge for innovative firms in peripheral regions. Regional Studies, 49(11), 1873-1891. https://doi.org/10.1080/00343404.2013.857396

14. Popescu, A. I. (2011). Review of Higher Education’s Contribution to Regional Development in Romania. Congress of the European Regional Science Association: «New Challenges for European Regions and Urban Areas in a Globalised World», European Regional Science Association. Barcelona, Spain.

15. Holdford, D.A. (2010). Pharmacoeconomics: From Theory to Practice. American Journal of Pharmaceutical Education, 74(3), 53. https://doi.org/10.5688/AJ740353

16. Resolution Of The Government Of The Republic Of Kazakhstan. (2021). On the approval of the national project «Quality Education «Educated Nation» [ Ob utverzhdenii nacional’nogo proekta «Kachestvennoe obrazovanie «Obrazovannaya naciya»] [updated October 12, 2021; cited December 15, 2022]. Available: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726 (in Russ.).

17. Rittel, H. (1971). Some principles for the design of an educational system for design. Journal of Architectural Education, 26(1-2), 16-27. https://doi.org/10.1080/10464883.1971.11102482

18. Sen, A. (2001). Development as Freedom (New Ed edition ed.). Random House, Inc., New York.

19. Shute, V. J., & Zapata-Rivera, D. (2012). Adaptive educational systems. Adaptive technologies for training and education, 7(27), 1-35.

20. Stone, R. (1965). A model of the educational system. Minerva, 3(2), 172–186. http://www.jstor.org/stable/41821658


Рецензия

Для цитирования:


Орынбет П.Ж., Ныгыметов Г.С., Цой А.А. Влияние образовательного потенциала на развитие регионов Казахстана. Economics: the strategy and practice. 2023;18(1):103-115. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-103-115

For citation:


Orynbet P.Zh., Nygymetov G.S., Tsoy A.A. The Impact of Intellectual Potential on the Development of the Regions of Kazakhstan. Economics: the strategy and practice. 2023;18(1):103-115. (In Kazakh) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-103-115

Просмотров: 476


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)