Современный кризис мирового туристического рынка и возможности выхода
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-133-144
Аннотация
Статья посвящена теме современного кризиса мирового туристического рынка и возможностям выхода из него. Актуальность темы и значимость исследования обусловлены тем, что туризм является одним из факторов устойчивого развития экономики и социальной стабильности в любом регионе мира, и именно эта отрасль больше других пострадала в результате пандемии. Цель исследования заключается в выявлении тенденций и закономерностей современного кризисного состояния международного туристического рынка, анализе проблем и возможностей их решения. Проведенный анализ научной литературы по вопросу кризиса современного международного туристского рынка показал, что исследователи сходятся во мнении о глобальном значении текущих потерь субъектов турбизнеса. При этом достоверно спрогнозировать окончательное влияние COVID на индустрию международного туризма ученые считают невозможным. В статье представлен анализ динамики развития международного туристского рынка за последние десять лет и обобщение последствий, нанесенных экономике туризма в 2020 кризисном году и первой половине 2021 года. Результаты исследования будут полезны субъектам турбизнеса и могут быть положены в основу концепции реструктуризации туристической отрасли Казахстана. Статистический анализ данных международных организаций позволил обосновать актуальные направления развития туризма в условиях влияния негативных факторов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. На основе опроса туристов конкретизированы возможности туркомпаний по совершенствованию стратегии своего развития, использования конкурентных преимуществ в новых условиях. Рекомендовано применение маркетинговой модели 5P.
Об авторах
Ж. Б. КенжинКазахстан
доктор PhD, ассоциированный профессор
пр. Мәңгілік ел, бизнес-центр EXPO, блок В, 010000, Астана.
Т. К. Куангалиева
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор,
пр. Мәңгілік ел, бизнес-центр EXPO, блок В, 010000, Астана
К. У. Нурсапина
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор,
ул. Жагир хана 51, 090009, Уральск
Г. С. Мукина
Казахстан
PhD, ассоциированный профессор
ул. Ломова 64., 140008, Павлодар
Е. Б. Домалатов
Казахстан
магистр экономических наук, сениор-лектор
ул. Казахстан 55, 070003, Усть-Каменогорск
Список литературы
1. Aldo, C., Blanco, D., Espallargas, M.P., & Rubio, S.P. (2021). Modelling the crisis management and impacts of 21st century disruptive tourism events: the COVID-19 pandemic. Tourism Review, 76 (4), 929-941. https://doi.org/10.1108/TR-07-2020-0297
2. Anguera-Torrell, O., Vives-Perez, J., & Aznar-Alarcón, J.P. (2021). Urban tourism performance index over the COVID-19 pandemic. International Journal of Tourism Cities, 17(3), 565-582. https://doi.org/10.1108/IJTC-09-2020-0206
3. Bogan, E., Gursoy, D., Nunkoo, R. and Sariisik, M. 2021. COVID-19 and the Hospitality and Tourism Industry: A Research Companion. London: Edward Elgar Publishing, 400 р. https://doi.org/10.4337/9781800376243
4. Discenza, A.R. (2021). Walsh Lessons from the COVID-19 pandemic: Global review of impacts of the COVID-19 pandemic on labour force surveys and dissemination. ILO, Department of Statistics. Geneva.
5. IATA (2021). Economics IATA [cited July 20, 2022]. Available at:https://www.iata.org/en/publications/nomics/?Search=&EconomicsL1=240#searchForm
6. Joo, D., Xu, W., Lee, J., Lee, C., & Woosnam, K.M. (2021). Residents’ perceived risk, emotional solidarity, and support for tourism amidst the COVID-19 pandemic. Journal of Destination Marketing & Management, 19, 100553-100553. https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2021.100553
7. Khalid, U., Okafor, L.E., & Burzyńska, K. (2021). Does the size of the tourism sector influence t he economic policy response to the COVID-19 pandemic? Current Issues in Tourism, 24, 2801 - 2820. https://doi.org/10.1080/13683500.2021.1874311
8. Kuščer, K., Eichelberger, S., & Peters, M. (2021). Tourism organizations’ responses to the COVID-19 pandemic: an investigation of the lockdown period. Current Issues in Tourism, 25, 247 - 260. https://doi.org/10.1080/13683500.2021.1928010
9. Li, S., Li, H., Song, H., & Chen, M. (2021). Mitigating Tourism Social Costs during a Pandemic: Evaluating Residents’ Perceptions and Behavioral Intentions. Journal of Travel Research, 61, 493 - 510. https://doi.org/10.1177/00472875211000447
10. Motevalli-Taher, F., & Paydar, M.M. (2021). Supply chain design to tackle coronavirus pandemic crisis by tourism management. Applied Soft Computing, 104, 107217-107217. https://doi.org/10.1016/j.asoc.2021.107217
11. Reis, P., & Pinho, C. (2021). COVID-19 Surprise Effect and Government Response Measures on the Influence on Asset Pricing Risk among European Travel and Airline Sectors. Pandemics and Travel. London: Emerald Publishing Limited (pp. 121-139). https://doi.org/10.1108/978-1-80071-070-220211008
12. Robina‐Ramírez, R., Sánchez, M.S., Jiménez-Naranjo, H.V., & Castro-Serrano, J. (2021). Tourism governance during the COVID-19 pandemic crisis: A proposal for a sustainable model to restore the tourism industry. Environment, Development and Sustainability, 24, 6391-6412. https://doi.org/10.1007/s10668-021-01707-3
13. Roy, H., Micera, R. Maingi, Sh. W. & Gowreesunkar, V. G. (2021). Tourism Destination Management in a Post-Pandemic Context Global Issues and Destination Management Solutions. London, Emerald Publishing Limited.
14. Rudyanto, R., Pramono, R., & Juliana, J. (2021). Perception of Knowledge of the Risk of the COVID-19 Pandemic Regarding Touring Intentions and Tourism Travel Recommendations. MedRN: Interdisciplinary Coronavirus & Infectious Disease Related Research (Topic). Journal of Environmental Management and Tourism, 12(4), 929-947. https://doi.org/10.14505/%2Fjemt.v12.4%2852%29.08
15. Ryakhovsky, D.I., Zvorykina, T.I., Lagutkina, M.D., Lujin, M., & Meshkov, P.Y. (2021). Development of Domestic Tourism in Pandemic Environment: National Programs of Support for the Industry. Revista Gestão Inovação e Tecnologias, 4, 770-781. https://doi.org/10.47059/REVISTAGEINTEC.V11I4.2145
16. Shahzad, S.J., Hoang, T.H., & Bouri, E. (2021). From pandemic to systemic risk: contagion in the U.S. tourism sector. Current Issues in Tourism, 25, 34-40. https://doi.org/10.1080/13683500.2021.1881050
17. Sharma, S.S., & Sha, Y. (2020). Part A: Special Section on COVID-19 Research. Emerging Markets Finance and Trade, 56, 3551-3553. https://doi.org/10.1080/1540496X.2020.1858617
18. Volgger, M., Taplin, R. & Aebli, A. (2021). Recovery of domestic tourism during the COVID-19 pandemic: An experimental comparison of interventions. Journal of Hospitality and Tourism Management, 48, 428-440. https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2021.07.015
19. [24] WHO. Coronavirus (COVID-19). Dashboard. Available at: https://covid19.who.int/info
20. Williams, C. C. (2021). Impacts of the coronavirus pandemic on Europe’s tourism industry: Addressing tourism enterprises and workers in the undeclared economy. International Journal of Tourism Research, 1, 79-88. https://doi.org/10.1002/jtr.2395
21. UN Women (2021). Annual report 2010- 2020 [cited June 30, 2022]. Available at: https://www.unwomen.org/en/digital-library/annual-report
22. UNCTAD (2021). COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences. [cited June 30, 2022]. Available at: https://unctad.org/webflyer/covid-19-and-tourism-assessing-economic-consequences
23. World Bank (2021). The World Bank Group’s Response to the COVID-19 (coronavirus) Pandemic [cited July 20, 2022]. Available at: https://www.worldbank.org/en/who-we-are/news/coronavirus-covid19
24. Woyo, E. (2021). The Sustainability of using domestic tourism as a post-COVID-19 Recovery strategy in a distressed destination. Information and Communication Technologies in Tourism, 1, 476-489. https://doi.org/10.1007/978-3-030-65785-7_46
25. WTTC (2021). World travel and tourism consul data [сited July 20, 2022]. Available at: https://wttc.org/COVID-19
26. Yeh, S.S. (2021). Tourism recovery strategy against COVID-19 pandemic. Tourism Recreation Research, 2, 188-194. https://doi.org/10.1080/02508281.2020.1805933
Рецензия
Для цитирования:
Кенжин Ж.Б., Куангалиева Т.К., Нурсапина К.У., Мукина Г.С., Домалатов Е.Б. Современный кризис мирового туристического рынка и возможности выхода. Economy: strategy and practice. 2023;18(1):133-144. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-133-144
For citation:
Kenzhin Zh.B., Kuangaliyeva T.K., Nursapina K.U., Mukina G.S., Domalatov Ye.B. The Сurrent Global Tourism Market Crisis and Overcoming Opportunities. Economy: strategy and practice. 2023;18(1):133-144. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-133-144