Пути сокращения неравенства в образовании между сельским и городским населением (на примере Aлматинской области)
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-170-185
Аннотация
Целью данной статьи является выявление путей сокращения неравенства в образовании между сельским и городским населением Алматинской области. Выдвинута гипотеза о том, что решение проблемы неравенства в образовании на селе может быть решено путем применения кластерного механизма в рамках контролируемой урбанизации через создание центров развития образования на базе общеобразовательных школ. Методология исследования включает метод социальной статистики, методы анализа научной литературы, методы факторного, кластерного анализа и математико-статистические методы. В разделе «результаты и обсуждения» изложен проведенный анализ динамики охвата образованием выпускников сельских и городских школ Алматинской области, выявивший катастрофический разрыв, угрожающий перспективам устойчивого развития региона. Также представлены результаты кластерного анализа девяти районов Алматинской области на предмет возможностей для развития образования по критериям существующего материальнотехнического оснащения школ, их уровня цифровизации, достаточности финансирования из местного бюджета и развитости сопутствующей социально-значимой инфраструктуры. По данным проведенного анализа, была предложена концепция нивелирования неравенства в образовании на основе выделения потенциальных локаций для создания центров развития образования в сельской местности. Данное исследование в перспективе может быть использовано для дальнейшего развертывания региональных программ сокращения неравенства в образовании в сельской местности.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ЖанбырбаеваКазахстан
PhD
ул. Жандосова 55, A10M6D2, Алматы
А. С. Беймишева
Казахстан
PhD
ул. Жандосова 55, A10M6D2, Алматы
Н. С. Сагидолда
Казахстан
PhD
ул. Жандосова 55, A10M6D2, Алматы
Г. А. Андиржанова
Казахстан
доктор политических наук, профессор
ул. Жандосова 55, A10M6D2, Алматы
Список литературы
1. Agrawal, T. (2014). Educational inequality in rural and urban India. International Journal of Educational Development. [cited July 01, 2023] Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0738059313000436
2. Akorda (2023). Concepts for developing preschool, secondary, technical, and vocational education in the Republic of Kazakhstan for 2023 – 2029. [cited July 03, 2023]. Available at: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249
3. Alieva, S. & Kovyazina, K. (2022). New facets of educational inequalities in countries Central Asia: from problem measurement to policy changes. Analytical revue, 63 p. (In Russ)
4. Anisio de Olivera G. (2022). Should boys go to a physics school, and girls to a humanities school? About inequality in education. [cited October 13, 2023] Available at: https://tengrinews.kz/opinion/malchikov-fizmatshkolu-devochek-gumanitarnuyu-neravenstve-1143/
5. Antonowicz, D. (2022). The impact of system contraction on the rural youth access to higher education in Poland. Tertiary Education and Management, 2(28), 209-222. https://doi.org/11233-022-09095-7
6. Azéma, A., & Mathiot, P. (2019). Mission territoires et réussite. Ministère de l’éducation nationale et de la jeunesse. [cited October 15, 2023]. Available at: https://www.vie-publique.fr/rapport/271610-mission-territoires-et-reussite-education-prioritaire
7. Bölükbaş, S., & Gür, B. S. (2020). Tracking and inequality: The results from Turkey. International Journal of Educational Development, 78, 102262. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102262
8. Bureau of National Statistics (2022). Information and analytical system Taldau. [updated July 28, 2023; cited July 07, 2023] Available: https://taldau.stat.gov.kz/ru/NewIndex/GetIndex/704501
9. Eryomin, S. (2021). Inequality in education in the rural areas. Rural development, 3(6), 124-134. (In Russ).
10. Eldesov, D. (2022) Regional Inequality. Qazq Gazetteri E-Journal. [cited October 13, 2023] Available at: https://mysl.kazgazeta.kz/news/15821
11. Haynes, M. (2022). The impacts of school closure on rural communities in Canada: A review. The Rural Educator, 43(2), 60-74. https://doi.org/10.55533/2643-9662.1321
12. Nurbayev, Zh. (2021). Inequality in the secondary education system: analysis of the policy of reforming small schools in the Republic of Kazakhstan. [cited July 01, 2023] Available at: https://www.soros.kz/ru/inequality-in-the-secondary-education-system-ananalysis-of-the-reform-policy-for-small-schools-in-therepublic-of-kazakhstan
13. Rundel, C., & Salemink, K. (2021). Bridging digital inequalities in rural schools in Germany: A geographical lottery? Education sciences, 11(4), 181. https://doi.org/10.3390/educsci11040181
14. Baumann, F. (2021). The next frontier—human development and the anthropocene: UNDP human development report 2020. Environment: Science and Policy for Sustainable Development, 63(3), 34-40. https://doi.org/10.1080/00139157.2021.1898908
15. Xiang, L., & Stillwell, J. (2023). Rural–Urban Educational Inequalities and Their Spatial Variations in China. Applied Spatial Analysis and Policy, 16(2), 873-896. https://doi.org/10.1007/s12061-023-09506-1
16. Zhusupova, A. (2016). Dynamics of social inequality in Kazakhstan. Almaty, Institute of World Economy and Politics at the Foundation of the First President of the Republic, 60 p.
Рецензия
Для цитирования:
Жанбырбаева А.А., Беймишева А.С., Сагидолда Н.С., Андиржанова Г.А. Пути сокращения неравенства в образовании между сельским и городским населением (на примере Aлматинской области). Economy: strategy and practice. 2023;18(4):170-185. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-170-185
For citation:
Zhanbyrbayeva A.N., Beimisheva A.S., Sagidolda N.S., Andirzhanova G.A. Ways to Reduce Inequality in Education between Rural and Urban Populations (on the Example of the Almaty Region). Economy: strategy and practice. 2023;18(4):170-185. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-170-185