Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Оценка факторов коммерциализации результатов научных исследований в Республике Казахстан

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-2-41-57

Аннотация

Коммерциализация результатов научных исследований и разработок (НИОКР) является ключевым фактором повышения доходов и прибыли компаний, положительно влияя на экономическое развитие и увеличивая глобальную и национальную конкурентоспособность. Однако коммерциализация - это сложный процесс, на который влияют различные факторы. Данное исследование направлено на оценку взаимного влияния факторов коммерциализации НИОКР в Казахстане и предоставление рекомендаций по усилению положительных влияний и смягчению отрицательных.ИспользуяофициальныеданныеБюронациональнойстатистики,включаяпоказатели инновационной активности предприятий, долю инновационных продуктов в ВВП, количество патентов, расходы на НИОКР, затраты на инновации в промышленности и численность работников, занимающихся НИОКР, был проведен регрессионный анализ с использованием метода временных рядов и подхода векторной авторегрессии (VAR).Анализ показал, что увеличение инновационной активности предприятий положительно влияет на экспорт инновационной продукции через три года, но негативно сказывается на доле инновационных продуктов в ВВП. Кроме того, увеличение затрат на инновации в промышленности и рост количества патентов приводят к увеличению экспорта инновационной продукции через три года. Однако увеличение экспорта инновационной продукции впоследствии приводит к снижению количества патентов через три года. Эти результаты показывают, что отечественные предприятия в основном ориентированы на расширение экспорта продукции для получения краткосрочной прибыли, сокращения затрат и достижения немедленных результатов, часто в ущерб значительным инновационным активностям. Выводы исследования указывают на необходимость разработки стратегий, которые бы уравновешивали краткосрочные цели по прибыли с устойчивыми инвестициями в инновации для долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности.

Об авторах

Г. Ж. Алибекова
Институт экономики КН МНВО РК
Казахстан

PhD, ведущий научный сотрудник.

ул. Шевченко 28, A25K1B0, Алматы



Б. М. Едгенов
SDU University
Казахстан

PhD, ассистент профессора.

ул. Абылайхана 1/1, 040900, Каскелен



А. К. Кожахметова
Казахстанско-Британский технический университет
Казахстан

PhD, ассистент профессора.

050000, Алматы



Э. Н. Мынбаева
Университет имени Максута Нарикбаева
Казахстан

PhD, ассистент профессора.

020000, Астана



Список литературы

1. Alibekova G. (2014). Comparative analysis of the effectiveness of government funding for research and development (case of Kazakhstan and developed economies). Kazakh Economic Review, 1-2, 36-47.

2. Alibekova, G., Tleppaev, A., & Alzhanova, F. (2016). Econometric Evidence of the Effectiveness of Different R&D Funding Sources. Social Science Research Network, 10(4), 1-19. https://doi.org/10.2139/ssrn.2732559

3. Acemoglu, D., Akcigit, U., & Kerr, W. (2016). Networks and the macroeconomy: An empirical exploration. Nber macroeconomics annual, 30(1), 273-335. https://doi.org/978-0-226-39560-9/2016/2015-0401$10.00

4. Bureau of National Statistics (2023). (accessed April 30, 2024). Available on: http://www.stat.gov.kz

5. Chesbrough, H., & Crowther, A. K. (2006). Be-yond High Tech: Early Adopters of Open Innovation in Other Industries. R&D Management, 36(3), 229-236. https://doi.org/10.1111/j.1467-9310.2006.00428.x

6. Choi, J. I., Hong, K. P., Jang, S. K., & Bae, Y. G. (2017). Technology Commercialization of Research Institute Company: A Case of the KAERI's HemoHim. Asia-Pacific Journal of Business Venturing and Entrepreneurship, 7(2), 129-140. https://doi.org/10.16972/apjbve.7.2.201207.129

7. Choi, Y. (2019). Promotion of SME Technology Commercialization and Networking. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 5(3), 65. https://doi.org/10.3390/joitmc5030065

8. Cooper, R. G. (2008). Perspective: The Stage-Gate® Idea-to-Launch Process—Update, What's New, and NexGen Systems. Journal of Product Innovation Management, 25(3), 213-232. https://doi.org/10.1111/j.1540-5885.2008.00296.x

9. Egeln, J., Gottschalk, S., Rammer, C., & Spielkamp, A. (2002). Public research spin-offs in Germany: summary report (No. 03-04). ZEW-Dokumentation.

10. Frederick, H. H., & Kuratko, D. F. (2010). Entrepreneurship (2nd Asia-Pacific ed.). Cengage Learning.

11. Gibson, C. S. (2011). Breaking Down Barriers to Technology Transfer: Reforming WTO Standard-Setting Rules and Establishing an Advisory Facility in Standard-Setting for Developing & Least Developed Countries. Sustainable Technology Trahsfer, Hans Henrik Lidgard, Jeffery Atik, Tu Thahn Nguyen, eds., Kluwer, Forthcoming, Suffolk University Law School Research Paper, (11-37).

12. Jungwook, B., Yunbae, K., Byungchul, L., Bodum, C., & Chanmin, P. (2009, August). Analysis of the fac-tors to affect technology transfer fee in the intellectual property management. In PICMET'09-2009 Portland International Conference on Management of Engineering & Technology (pp. 2821-2833). IEEE.

13. Kang, J. M. (2013). The Effect of Open Innovation on Technology Commercialization Performance: A Case of BioPharmaceutical Industry (PhD Thesis). Sungkyunkwan University Graduate School, Seoul, Korea, 5(6), 65-84. https://doi.org/10.3390/joitmc5030065

14. Karaveg, C., Thawesaengskulthai, N., & Chandrachai, A. (2014). Evaluation Model for Research and Development Commercialisation Capability. Production & Manufacturing Research, 2(1), 586-602. https://doi.org/10.1080/21693277.2014.886086

15. Kriegesmann, B. (2020). Unternehmensgrundungen aus der Wissenschaft. Z Betr, 70, 397-414.

16. Kim, H. S., Kim, D. S., & Kim, H. I. (2009). An Empirical Study on Causal Relationship Between Performance Measures of Technology-Based Startup Firms. Product Review, 23(1), 553-569. https://doi.org/10.3390/joitmc5030065

17. Kumar, S., Luthra, S., Haleem, A., Mangla, S., & Garg, D. (2015). Identification and Evaluation of Critical Factors to Technology Transfer Using the AHP Approach. International Strategic Management Review, 3(1-2), 24-42. https://doi.org/10.1016/j.ism.2015.09.001

18. Kusuma, C., Sutopo, W., Yuniaristanto, Y., & Hadiyono, S. (2015). Incubation Scheme of the University Spin-Off to Commercialize the Invention in Sebelas Maret University. Proceedings of the International MultiConference of Engineer and Computer Scientists (pp. 18-20). Hong Kong.

19. Lee, G.-W. (2012). Strengthening the Creation, Protection and Utilization of Intellectual Property. KIS-TI, Daejeon, Korea.

20. Lockett, A., Wright, M., & Franklin, S. (2003). Technology Transfer and Universities' Spin-Out Strategies. Small Business Economics, 20, 185-200. https://doi.org/10.1023/A:1022220216972

21. Mainelli, P. (2001). Managing Innovation and Entrepreneurship in Technology-Based Firms. John Wiley & Sons Inc.

22. Miller, K., McAdam, R., Moffett, S., & Brennan, M. (2011). An Exploratory Study of Retaining and Maintaining Knowledge in University Technology Transfer Processes. International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research, 17(6), 663-684.

23. OECD/Eurostat. (2018). Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation (4th ed.). OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/9789264304604-en

24. Rogers, E. M. (2003). Diffusion of Innovations (5th ed.). Free Press.

25. Somsuk, N., Punnakitikashem, P., & Laosirihong-thong, T. (2010, December). Determining enabling factors of university technology business incubation program: Resource-based view theory. In 2010 IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (pp. 1032-1037). IEEE.

26. Scholten, V. E. (2006). The early growth of academic spin-offs:[factors influencing the early growth of Dutch spin-offs in the life sciences, ICT and consulting]. Wageningen University and Research.

27. Shane, S., & Stuart, T. (2002). Organizational Endowments and the Performance of University Start-Ups. Management Science, 48(1), 154-170. https://doi.org/10.1287/mnsc.48.1.154.14280

28. Smilor, W., & Matthews, J. (2004). University Venturing: Technology Transfer and Commercialisation in Higher Education. International Journal of Technology Transfer and Commercialisation, 3(1), 111-128. https://doi.org/10.1504/IJTTC.2004.003519

29. Sung, T. K. (2009). Technology Transfer in the IT Industry: A Korean Perspective. Technological Fore-casting and Social Change, 76(5), 700-708. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2008.03.011

30. Sutopo, W., Astuti, R., & Suryandari, R. (2019). Accelerating a Technology Commercialization with a Discussion on the Relation Between Technology Transfer Efficiency and Open Innovation. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 5(4), 95. https://doi.org/10.3390/joitmc5040095

31. Tidd, J., & Bessant, J. (2009). Managing Innovation (4th ed.). Wiley.

32. Vohora, A., Wright, M., & Lockett, A. (2004). Critical Junctures in the Development of University High-Tech Spinout Companies. Research Policy, 33(1), 147-175. https://doi.org/10.1016/S0048-7333(03)00107-0

33. Wicaksana, D. E. P., & Sutopo, W. (2015, November). Identification of incubation scheme by incubator in university innovation center to develop Indonesian economy. In Proceedings of the Joint International Conference on Electric Vehicular Technology and Industrial, Mechanical, Electrical and Chemical Engineering (ICEVT & IMECE) (pp. 292-297). IEEE. https://doi.org/10.1109/ICEVTIMECE.2015.7496696

34. Yang, Y., Wang, Y., Wang, C., Zhang, Y., & Zhang, C. (2022). Temporal and Spatial Evolution of the Science and Technology Innovative Efficiency of Regional Industrial Enterprises: A Data-Driven Perspective. Sustainability, 14(17), 10721. https://doi.org/10.3390/su141710721

35. Yun, J.J., Jeong, E., Lee, Y., & Kim, K. (2018). The Effect of Open Innovation on Technology Value and Technology Transfer: A Comparative Analysis of Korea's Automotive, Robotics, and Aviation Industries. Sustainability, 10(7), 2459.


Рецензия

Для цитирования:


Алибекова Г.Ж., Едгенов Б.М., Кожахметова А.К., Мынбаева Э.Н. Оценка факторов коммерциализации результатов научных исследований в Республике Казахстан. Economics: the strategy and practice. 2024;19(2):41-57. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-2-41-57

For citation:


Alibekova G.Zh., Yedgenov B.M., Kozhakhmetova A.K., Mynbaeva E.N. Evaluation of Technology Commercialization Factors in Kazakhstan. Economics: the strategy and practice. 2024;19(2):41-57. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-2-41-57

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)