Preview

Economy: strategy and practice

Кеңейтілген іздеу

Цифрландырудың Қазақстандағы электрондық коммерцияға әсері: макроэкономикалық әсерлер және болжам

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-3-53-67

Толық мәтін:

Аңдатпа

Сегодня цифровая трансформация оказывает огромное влияние на структуру торговли, потребительское поведение и макроэкономические показатели, особенно в развивающихся странах. Настоящее исследование направлено на оценку уровня влияния цифровизации на развитие электронной торговли в Казахстане и ее взаимосвязь с макроэкономическими показателями, а также спрогнозировать динамику e-commerce с использованием регрессионного и временного анализа. В качестве исходных данных использовались официальные статистические сведения Бюро национальной статистики РК, Национального банка, а также международных организаций (Всемирный банк, МСЭ). Методология исследования включает описательную статистику, корреляционный и множественный регрессионный анализ в SPSS, а также прогнозирование объема электронной торговли с применением модели ARIMA. Полученные результаты показали наличие высокой корреляции между объемами e-commerce и уровнем интернет-проникновения (r = 0.83), числом пользователей (r = 0.85), а также объемами трансграничной торговли (r = 0.95). Множественная регрессия показала, что наибольшее влияние оказывают показатели e-commerce в сфере услуг (β = 0.707, p <0.001) и доля электронной торговли в розничной структуре (β = 0.347, p = 0.003). Результаты исследования подчеркивают необходимость пересмотра маркетинговых стратегий предприятий, развития цифровой инфраструктуры и совершенствования государственной политики в сфере трансграничной электронной торговли. В будущих работах целесообразно использовать микроданные для включения поведенческих факторов, а также расширить временные ряды и применить нелинейные модели, включая структурные сдвиги, для более точного анализа влияния цифровизации на торговлю.

Авторлар туралы

С. Т. Карғабаева
Алматы Технологиялық Университеті
Қазақстан

Карғабаева С.Т. э.ғ.к., қауымдастырылған профессор,

Алматы



С. Болатқызы
Сәтбаев университеті
Қазақстан

Болатқызы С. – э.ғ.к., қауымдастырылған профессор,

Алматы.



Қ. М. Камали
Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті
Қазақстан

Камали Қ.М. – э.ғ.к., доцент,

Алматы.



К. И. Ахметова
Халықаралық туризм және қонақжайлылық университеті
Қазақстан

Ахметова К.И. – э.ғ.к., қауымдастырылған профессор м.а.,

Түркістан.Цифрландырудың Қазақстандағы электрондық коммерцияға әсері:
макроэкономикалық әсерлер және болжам 



Әдебиет тізімі

1. Alarcón-del-Amo, M.-C., Rialp-Criado, A., & Rialp-Criado, J. (2015). The effect of social media adoption on exporting firms’ performance. In L. Brennan & V. C. Brady (Eds.), Business insights: Globalization, opportunities and challenges (Vol. 25, pp. 161–186). Emerald Group Publishing. https://doi.org/10.1108/S1474-797920140000025007

2. Bureau of National Statistics. (2024). Bureau of National Statistics of the Republic of Kazakhstan. Retrieved May 30, 2025 from https://stat.gov.kz/en

3. Chaffey, D., & Ellis-Chadwick, F. (2019). Digital marketing (7th ed.). Pearson Education.

4. Cheng, Y., & Zhao, J. (2024). Enterprise marketing models: Mechanisms of digital transformation. Finance Research Letters, 72, 106485. https://doi.org/10.1016/j.frl.2024.106485

5. Davis, F. D. (1989). Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS Quarterly, 13(3), 319–339. https://doi.org/10.2307/249008

6. Davletova, M. T., Razakova, D. I., Maldynova, A. V., Ilyas, A. I., & Otynbay, E. B. (2023). Tsifrovye tekhnologii i innovatsionnye metody v marketinge: monografiya (nauchnoe izdanie) [Digital technologies and innovative methods in marketing: Monograph (scientific publication)]. Adal Kitap. ISBN 978-601-7681-08-1 (In Russ.)

7. Eurasian Development Bank (EDB). (2021). EDB macroeconomic forecast: Strong recovery growth in 2021. Retrieved May 30, 2025 from https://eabr.org/en/analytics/ceg-quarterly-reviews/edb-macroeconomic-review-strong-recovery-growth-in-2021/

8. ITC (2019). SME competitiveness outlook 2019: Big money for small business – Financing the sustainable development goals. Retrieved May 30, 2025 from https://www.intracen.org/resources/publications/sme-competitiveness-outlook-2019-big-money-for-small-business-financing-the

9. ITF (2019). International Transport Forum transport outlook 2019. OECD Publishing. Retrieved May 30, 2025 from https://www.oecd.org/en/publications/itf-transport-outlook-2019_transp_outlook-en-2019-en.html

10. Järvinen, J., & Karjaluoto, H. (2015). The use of web analytics for digital marketing performance measurement. Industrial Marketing Management, 50, 117–127. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2015.04.009

11. Kargabayeva, S. T. (2023). Marketingtik tekhnologiyalar: oku kuraly [Marketing technologies: Textbook]. Qazaq Universiteti.

12. Khishauyeva, Z. T. (2024). Development of e-commerce in Kazakhstan. Bulletin of Karaganda University. Economic Series, 114(2), 178–188. https://doi.org/10.31489/2024ec2/178-188

13. Malenko, K., Semenikhin, V., & Semenikhina, S. (2023). Perspektivy i problemy cifrovizacii torgovli v Respublike Kazahstan na sovremennom etape [Prospects and problems of digitalization of trade in the Republic of Kazakhstan at the present stage]. Economic Series of the Bulletin of L. N. Gumilyov ENU, 3, 108–121. https://doi.org/10.32523/2789-4320-2023-3-108-121

14. Mothobi, O., & Grzybowski, L. (2017). Infrastructure deficiencies and adoption of mobile money in Sub-Saharan Africa. Information Economics and Policy, 40, 71–79. https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2017.05.003

15. RMAA Group. (2024, April 16). Kazakhstan advertising market overview: Key trends and insights. Blog about successful marketing strategies in Russia. Retrieved May 30, 2025 from https://russia-promo.com/blog/kazakhstan-advertising-market-dynamics

16. Ryan, D. (2016). Understanding digital marketing: Marketing strategies for engaging the digital generation (4th ed.). Kogan Page.

17. Tiago, M. T. P. B., & Veríssimo, J. M. C. (2014). Digital marketing and social media: Why bother? Business Horizons, 57(6), 703–708. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2014.07.002

18. Tran, T. T. S., Nemeth, N., & Sarker, M. S. I. (2024). Digital marketing in community-based enterprises: A systematic literature review and research agenda. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 10(4), 100414. https://doi.org/10.1016/j.joitmc.2024.100414

19. United Nations Conference on Trade and Development. (2021). COVID-19 and e-commerce: A global review. Retrieved May 30, 2025 from https://unctad.org/webflyer/covid-19-and-e-commerce-global-review

20. Valdivino, C. X., De Paula, T. M., & Gerhard, F. (2025). Individual and structural factors of e-commerce adoption in Latin America: An analysis during the pandemic period. Research Square. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-6550525/v1

21. Venkatesh, V., Morris, M. G., Davis, G. B., & Davis, F. D. (2003). User acceptance of information technology: Toward a unified view. MIS Quarterly, 27(3), 425–478. https://doi.org/10.2307/30036540

22. Verma, S., Jyoti, V., & Singh, A. (2023). Recent trends in big data and digital marketing and their impact on businesses. In A. Singh, R. Bansal, & S. Sharma (Eds.), Big data: A road map for successful digital marketing (pp. 99–109). Nova Science Publishers. https://doi.org/10.1515/9783110733716

23. World Bank. (2020). Kazakhstan country partnership framework 2020–2025. Retrieved May 30, 2025 from https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/publication/cpf-2020-2025

24. Zhanbozova, A. B., Azatbek, T. A., Valieva, S. N., Tuzelbayeva, I. N., & Zhumanazarov, K. B. (2021). Rynok elektronnoj kommercii v Kazahstane: analiz sostoyaniya i napravleniya razvitiya [The e-commerce market in Kazakhstan: analysis of the state and development directions]. Economy: Strategy and Practice, 16(1), 34–48. https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3


Рецензия

Дәйектеу үшін:


Карғабаева С.Т., Болатқызы С., Камали Қ.М., Ахметова К.И. Цифрландырудың Қазақстандағы электрондық коммерцияға әсері: макроэкономикалық әсерлер және болжам. Economy: strategy and practice. 2025;20(3):53-67. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-3-53-67

For citation:


Kargabayeva S.T., Bolatkyzy S., Kamali K.M., Akhmetova K.I. Digitalisation Impact on E-Commerce in Kazakhstan: Macroeconomic Effects and Forecast. Economy: strategy and practice. 2025;20(3):53-67. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-3-53-67

Қараулар: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)