Цифрландырудың Қазақстандағы электрондық коммерцияға әсері: макроэкономикалық әсерлер және болжам
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-3-53-67
Аңдатпа
Сегодня цифровая трансформация оказывает огромное влияние на структуру торговли, потребительское поведение и макроэкономические показатели, особенно в развивающихся странах. Настоящее исследование направлено на оценку уровня влияния цифровизации на развитие электронной торговли в Казахстане и ее взаимосвязь с макроэкономическими показателями, а также спрогнозировать динамику e-commerce с использованием регрессионного и временного анализа. В качестве исходных данных использовались официальные статистические сведения Бюро национальной статистики РК, Национального банка, а также международных организаций (Всемирный банк, МСЭ). Методология исследования включает описательную статистику, корреляционный и множественный регрессионный анализ в SPSS, а также прогнозирование объема электронной торговли с применением модели ARIMA. Полученные результаты показали наличие высокой корреляции между объемами e-commerce и уровнем интернет-проникновения (r = 0.83), числом пользователей (r = 0.85), а также объемами трансграничной торговли (r = 0.95). Множественная регрессия показала, что наибольшее влияние оказывают показатели e-commerce в сфере услуг (β = 0.707, p <0.001) и доля электронной торговли в розничной структуре (β = 0.347, p = 0.003). Результаты исследования подчеркивают необходимость пересмотра маркетинговых стратегий предприятий, развития цифровой инфраструктуры и совершенствования государственной политики в сфере трансграничной электронной торговли. В будущих работах целесообразно использовать микроданные для включения поведенческих факторов, а также расширить временные ряды и применить нелинейные модели, включая структурные сдвиги, для более точного анализа влияния цифровизации на торговлю.
Авторлар туралы
С. Т. КарғабаеваҚазақстан
Карғабаева С.Т. – э.ғ.к., қауымдастырылған профессор,
Алматы
С. Болатқызы
Қазақстан
Болатқызы С. – э.ғ.к., қауымдастырылған профессор,
Алматы.
Қ. М. Камали
Қазақстан
Камали Қ.М. – э.ғ.к., доцент,
Алматы.
К. И. Ахметова
Қазақстан
Ахметова К.И. – э.ғ.к., қауымдастырылған профессор м.а.,
Түркістан.Цифрландырудың Қазақстандағы электрондық коммерцияға әсері:
макроэкономикалық әсерлер және болжам
Әдебиет тізімі
1. Alarcón-del-Amo, M.-C., Rialp-Criado, A., & Rialp-Criado, J. (2015). The effect of social media adoption on exporting firms’ performance. In L. Brennan & V. C. Brady (Eds.), Business insights: Globalization, opportunities and challenges (Vol. 25, pp. 161–186). Emerald Group Publishing. https://doi.org/10.1108/S1474-797920140000025007
2. Bureau of National Statistics. (2024). Bureau of National Statistics of the Republic of Kazakhstan. Retrieved May 30, 2025 from https://stat.gov.kz/en
3. Chaffey, D., & Ellis-Chadwick, F. (2019). Digital marketing (7th ed.). Pearson Education.
4. Cheng, Y., & Zhao, J. (2024). Enterprise marketing models: Mechanisms of digital transformation. Finance Research Letters, 72, 106485. https://doi.org/10.1016/j.frl.2024.106485
5. Davis, F. D. (1989). Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS Quarterly, 13(3), 319–339. https://doi.org/10.2307/249008
6. Davletova, M. T., Razakova, D. I., Maldynova, A. V., Ilyas, A. I., & Otynbay, E. B. (2023). Tsifrovye tekhnologii i innovatsionnye metody v marketinge: monografiya (nauchnoe izdanie) [Digital technologies and innovative methods in marketing: Monograph (scientific publication)]. Adal Kitap. ISBN 978-601-7681-08-1 (In Russ.)
7. Eurasian Development Bank (EDB). (2021). EDB macroeconomic forecast: Strong recovery growth in 2021. Retrieved May 30, 2025 from https://eabr.org/en/analytics/ceg-quarterly-reviews/edb-macroeconomic-review-strong-recovery-growth-in-2021/
8. ITC (2019). SME competitiveness outlook 2019: Big money for small business – Financing the sustainable development goals. Retrieved May 30, 2025 from https://www.intracen.org/resources/publications/sme-competitiveness-outlook-2019-big-money-for-small-business-financing-the
9. ITF (2019). International Transport Forum transport outlook 2019. OECD Publishing. Retrieved May 30, 2025 from https://www.oecd.org/en/publications/itf-transport-outlook-2019_transp_outlook-en-2019-en.html
10. Järvinen, J., & Karjaluoto, H. (2015). The use of web analytics for digital marketing performance measurement. Industrial Marketing Management, 50, 117–127. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2015.04.009
11. Kargabayeva, S. T. (2023). Marketingtik tekhnologiyalar: oku kuraly [Marketing technologies: Textbook]. Qazaq Universiteti.
12. Khishauyeva, Z. T. (2024). Development of e-commerce in Kazakhstan. Bulletin of Karaganda University. Economic Series, 114(2), 178–188. https://doi.org/10.31489/2024ec2/178-188
13. Malenko, K., Semenikhin, V., & Semenikhina, S. (2023). Perspektivy i problemy cifrovizacii torgovli v Respublike Kazahstan na sovremennom etape [Prospects and problems of digitalization of trade in the Republic of Kazakhstan at the present stage]. Economic Series of the Bulletin of L. N. Gumilyov ENU, 3, 108–121. https://doi.org/10.32523/2789-4320-2023-3-108-121
14. Mothobi, O., & Grzybowski, L. (2017). Infrastructure deficiencies and adoption of mobile money in Sub-Saharan Africa. Information Economics and Policy, 40, 71–79. https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2017.05.003
15. RMAA Group. (2024, April 16). Kazakhstan advertising market overview: Key trends and insights. Blog about successful marketing strategies in Russia. Retrieved May 30, 2025 from https://russia-promo.com/blog/kazakhstan-advertising-market-dynamics
16. Ryan, D. (2016). Understanding digital marketing: Marketing strategies for engaging the digital generation (4th ed.). Kogan Page.
17. Tiago, M. T. P. B., & Veríssimo, J. M. C. (2014). Digital marketing and social media: Why bother? Business Horizons, 57(6), 703–708. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2014.07.002
18. Tran, T. T. S., Nemeth, N., & Sarker, M. S. I. (2024). Digital marketing in community-based enterprises: A systematic literature review and research agenda. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 10(4), 100414. https://doi.org/10.1016/j.joitmc.2024.100414
19. United Nations Conference on Trade and Development. (2021). COVID-19 and e-commerce: A global review. Retrieved May 30, 2025 from https://unctad.org/webflyer/covid-19-and-e-commerce-global-review
20. Valdivino, C. X., De Paula, T. M., & Gerhard, F. (2025). Individual and structural factors of e-commerce adoption in Latin America: An analysis during the pandemic period. Research Square. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-6550525/v1
21. Venkatesh, V., Morris, M. G., Davis, G. B., & Davis, F. D. (2003). User acceptance of information technology: Toward a unified view. MIS Quarterly, 27(3), 425–478. https://doi.org/10.2307/30036540
22. Verma, S., Jyoti, V., & Singh, A. (2023). Recent trends in big data and digital marketing and their impact on businesses. In A. Singh, R. Bansal, & S. Sharma (Eds.), Big data: A road map for successful digital marketing (pp. 99–109). Nova Science Publishers. https://doi.org/10.1515/9783110733716
23. World Bank. (2020). Kazakhstan country partnership framework 2020–2025. Retrieved May 30, 2025 from https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/publication/cpf-2020-2025
24. Zhanbozova, A. B., Azatbek, T. A., Valieva, S. N., Tuzelbayeva, I. N., & Zhumanazarov, K. B. (2021). Rynok elektronnoj kommercii v Kazahstane: analiz sostoyaniya i napravleniya razvitiya [The e-commerce market in Kazakhstan: analysis of the state and development directions]. Economy: Strategy and Practice, 16(1), 34–48. https://doi.org/10.51176/JESP/vol_16_issue_1_T3
Рецензия
Дәйектеу үшін:
Карғабаева С.Т., Болатқызы С., Камали Қ.М., Ахметова К.И. Цифрландырудың Қазақстандағы электрондық коммерцияға әсері: макроэкономикалық әсерлер және болжам. Economy: strategy and practice. 2025;20(3):53-67. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-3-53-67
For citation:
Kargabayeva S.T., Bolatkyzy S., Kamali K.M., Akhmetova K.I. Digitalisation Impact on E-Commerce in Kazakhstan: Macroeconomic Effects and Forecast. Economy: strategy and practice. 2025;20(3):53-67. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2025-3-53-67