Preview

Факторный анализ развития туристского предпринимательства в Казахстане

Полный текст:

Аннотация

Туризм стал важным сектором, который оказывает влияние на развитие экономики страны. Основными преимуществами туризма являются увеличение доходов и создание рабочих мест. Для многих регионов и стран это самый важный источник благосостояния. Движущей силой развития отрасли туризма является активная деятельность предпринимателей. Посредством анализа доступных вторичных данных настоящее исследование направлено на выявление наиболее важных факторов, влияющих на туристское предпринимательство в Казахстане.

С учетом важности развития рынка и предпринимательства для экономического роста это исследование позволит понять взаимосвязь между предпринимательством и другими макроэкономическими показателями. Стремление к лучшему пониманию предпринимательской деятельности важно из-за особой роли предпринимательства в развитии инновационной экономики и необходимости более стратегического использования ограниченных ресурсов.

Целью работы стала оценка факторов макросреды, влияющих на туристское предпринимательство в Казахстане, посредством регрессионного анализа.

В статье проведен статистический анализ количества активных субъектов в сфере туризма и определены основные количественные факторы, влияющие на его развитие. Результатом исследования стало определение значимых факторов, оказывающих влияние на развитие туристской отрасли.

Областью применения результатов исследования является деятельность субъектов туристской индустрии: Министерства культуры и спорта, управлений по развитию туризма, туроператоров и турагентов, отраслевых организаций, сотрудников научно-исследовательских институтов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке государственных и региональных программ развития туристской отрасли в Казахстане.

Об авторах

А. Т. Тлеубердинова
Университета «Туран»
Казахстан

 Заведующий кафедрой «Маркетинг и логистика» ,  д.э.н., профессор 



Ж. М. Шаекина

Казахстан

 Д.э.н. 



Д. М. Салауатова
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
Казахстан

 Докторант 3-го курса специальности «6D050600-Экономика» 



S. Pratt
Университет южной части Тихого океана
Соединённые Штаты Америки

 профессор



Список литературы

1. Tleuberdinova A.T., Salauatova D.M. Features of entrepreneurship activities in tourism // The Bulletin of the National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2018.- Vol. 1, N. 371. - Р. 6 – 22.

2. Brida, J. G., Cortes-Jimenez, I., & Pulina, M. Has the tourism-led growth hypothesis been validated? A literature review // Current Issues in Tourism. – 2016. - N.19(5). – P. 394-430. doi:10.1080/13683500.2013.868414

3. Boettke, P. J., & Coyne, C. J. Context matters: Institutions and entrepreneurship // Foundations and Trends® in Entrepreneurship. – 2009. - N. 5(3). – P. 135-209.

4. Morrison, A., Rimmington, M., Williams, C. Entrepreneurship in the Hospitality, Tourism and Leisure Industries. Abingdon, UK: Routledge, 1999. – 324 p.

5. Bryant, C. R. Entrepreneurs in the rural environment // Journal of Rural Studies. – 1989. - N. 5(4). – P. 337-348.

6. Smallbone, D., Welter, F., Voytovich, A., Egorov, I. Government and entrepreneurship in transition economies: the case of small firms in business services in Ukraine // The Service Industries Journal. – 2010. - N. 30(5). – P. 655-670.

7. Gnyawali, D. R., Fogel, D. S. Environments for entrepreneurship development: key dimensions and research implications // Entrepreneurship Theory and Practice. – 1994. - N. 18(4). P. 43-62.

8. OECD, “Financing approaches for tourism SMEs and entrepreneurs” // OECD Tourism Papers. – Paris: OECD Publishing, 2017. - N. 2017/03. URL: http://dx.doi.org/10.1787/8d06572a-en (дата обращения 02.09.2019)

9. Lordkipanidze, The entrepreneurship M., Brezet, H., Backman, M. factor in sustainable tourism development // Journal of cleaner production. - 2005. - N. 13(8). – P. 787-798.

10. Nguyen, Q. A., Sullivan Mort, G., D›Souza, C. Vietnam in transition: SMEs and the necessitating environment for entrepreneurship development // Entrepreneurship & Regional Development. – 2015. - N. 27(3-4). – P. 154-180.

11. Honggang, X., Shaoyin, M. Regional Environment of Destination and the Entrepreneurship of Small Tourism Businesses: A Case Study of Dali and Lijiang of Yunnan Province // Asia Pacific Journal of Tourism Research. – 2014. - N. 19(2). – P. 144-161. doi:10.1080/10941665.2012.734524

12. Porter, M. E. New strategies for inner-city economic development // Economic Development Quarterly. – 1997. - N. 11(1). – P. 11-27.

13. Davidsson, P., Henrekson, M. Determinants of the Prevalance of Start-ups and High-Growth Firms // Small Business Economics. – 2002. - N. 19(2). - P. 81-104. doi:10.1023/a:1016264116508

14. Levie, J., Autio, E. Entrepreneurial framework conditions and national-level entrepreneurial activity: Seven-year panel study // Paper presented at the Third Global Entrepreneurship Research Conference. - Washington D.C., - 2007. - 336 p. – P. 1-3.

15. Klapper, L., Laeven, L., Rajan, R. Entry regulation as a barrier to entrepreneurship // Journal of financial economics. – 2006. – N. 82(3). – P. 591-629.

16. Dahles, H. Culture, capitalism and political entrepreneurship: Transnational business ventures of the Singapore‐Chinese in China and // Culture Organization. – 2005. – N. 11(1). – P. 45-58. doi:10.1080/14759550500062342

17. Combs J.P., B. Elledge. Effects of a Room Tax tions. There are a wide variety of factors affecting the on Resort Hotels/Motels // National Tax Journal. – 1979. - N. 32. - P. 201-207.

18. Fuji E., Khaled M., & Mak J. The exportability of hotel occupancy and other tourist taxes // National Tax Journal. – 1985. – N. 38. – P. 169–177.

19. Bird R.M. Tax Policy and Economic development. - Baltimore and London: The johns Hopkins University Press, 1992. – 155 p.

20. Abeyratne R.I.R. Air Transport Tax and its consequences on Tourism // Annals of Tourism Research. – 1993. - Vol. 20. - P. 450-460.

21. Valliere, D. Reconceptualizing entrepreneurial framework conditions // International Entrepreneurship and Management Journal. – 2010. - N 6(1). - P. 97-112

22. Zahra, S. A., Wright, M. Understanding the Social Role of Entrepreneurship // Journal of management studies. – 2016. – N. 53(4). - P. 610-629. doi:doi:10.1111/joms.12149

23. Doms, M., Jarmin, R., Klimek, S. Information technology investment and firm performance in US retail trade // Economics of Innovation and New Technology. – 2004. – N. 13(7). - P. 595-613. doi:10.1080/1043859042000201911

24. Oosterbeek, H., van Praag, M. Firm-size wage differentials in the Netherlands // Small Business Economics. – 1995. – N. 7(3). - P. 173-182. doi:10.1007/bf01135363

25. Geroski, P. A. What do we know about entry? // International Journal of Industrial Organization. – 1995. N. 13(4). – P. 421-440. doi:https://doi.org/10.1016/0167-7187(95)00498-X

26. Baily, M. N., Bartelsman, E. J., Haltiwanger, J. Downsizing and Productivity Growth: Myth or Reality? // Small Business Economics. – 1996. – N. 8(4). - P. 259-278.

27. Leibenstein, H. The Supply of Entrepreneurship. In G. M. Meier (Ed.), Leading Issues in Economic Development. - New York: Oxford University Press, 1995. - P. 273-275.

28. Choo, S., Wong, M. Entrepreneurial intention: triggers and barriers to new venture creations in Singapore // Singapore management review. – 2006. – N. 28(2). – P. 47-64.

29. Multivariate Data Analysis (7 ed.). Upper Saddle River / Hair, J. F., Black, W. C., Babin, B. J. and other. - New Jersey: Prentice Hall, 2010. – 739 p.

30. Esfandiar, K., Sharifi-Tehrani, M., Pratt, S., Altinay, L. Understanding entrepreneurial intentions: A developed integrated structural model approach // Journal of Business Research. – 2017. - P. 172-182


Для цитирования:


Тлеубердинова А.Т., Шаекина Ж.М., Салауатова Д.М., Pratt S. Факторный анализ развития туристского предпринимательства в Казахстане. Экономика: стратегия и практика. 2020;15(1):89-99.

For citation:


Tleuberdinova A.T., Shayekina Zh.M., Salauatova D.M., Pratt S. Factor analysis of the development of tourism business in Kazakhstan. Economics: the strategy and practice. 2020;15(1):89-99. (In Russ.)

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)