Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Развитие человеческого капитала: инновационное обучение в постпандемическую эпоху

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2021-4-130-142

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены перспективы использования инновационного обучения в постпандемическую эпоху. В течение 2020-21 учебного года почти все казахстанские университеты стремительно перешли на онлайн-обучение в ответ на пандемию COVID-19. Во время пандемии преподаватели и студенты приобретают значительный опыт работы с цифровыми технологиями, которые оказывают влияние на потенциал человеческого капитала, а это, в свою очередь способствуют повышению эффективности как самого образовательного учреждения, так и всей системы образования в целом. С одной стороны, использование цифровых технологий помогло сохранить инфраструктуру образования, с другой стороны, получили развитие цифровые компетенции как преподавателей, так и студентов. Переход на дистанционное обучение стало драйвером повышения цифровой грамотности. Показатели удовлетворенности онлайн-обучением могут быть использованы при принятии решения о расширении смешанного обучения в образовательных программах. Исследование нацелено на определение роли инновационных технологий в поддержке элементов человеческого капитала, имеющих отношение к образованию во время пандемии COVID-19. Литературный обзор статей основан на базах данных Elsevier, Springer и Science Direct. Для поиска литературы использованы ключевые слова: «человеческий капитал», «инновации» и «онлайн-обучение в контексте пандемии COVID-19». Качественные и количественные исследования проведены среди преподавателей и студентов факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби. Результаты исследования демонстрируют отношение преподавателей и студентов к дистанционному обучению. Внедрение инновационных для Казахстана методов обучения в лице смешанного обучения способно значительно снизить риски в условиях непредсказуемости. Важно отметить, что инновационные образовательные технологии делают процесс обучения гибким и адаптивным. Компетенции и навыки, приобретенные в ходе онлайн обучения, будут иметь важное значение в постпандемическую эпоху.

Об авторах

А. Т. Еримпашева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

к.э.н., старший преподаватель 

пр. аль-Фараби, 71, 050040, Алматы

87004520641



А. М. Мырзахметова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

кандидат экономических наук, доцент

пр. аль-Фараби, 71, 050040, Алматы



А. А. Закирова
Казахская Национальная Консерватория им. Курмангазы
Казахстан

преподаватель

пр. Абылай хана, 86, 050000, Алматы



Список литературы

1. Human capital | economics. (2021). Retrieved 11 December 2021, from https://www.britannica.com/topic/human-capital

2. Kenton, W., & Sonnenshein, M. (2021). Reading Into Human Capital. Retrieved 11 December 2021, from https://www.investopedia.com/terms/h/humancapital.asp#citation-2

3. Rajhans, V., Memon, U., Patil, V., & Goyal, A. (2020). Impact of COVID-19 on academic activities and way forward in Indian Optometry. Journal of Optometry. doi: 10.1016/j.optom.2020.06.002

4. Brauweiler, H., & Yerimpasheva, A. (2021a). Innovative Technologies against the COVID-19’s Challenge: Education Issues. Eurasian Journal of Economic and Business Studies, 1(59), 5-22. doi: 10.47703/ejebs.v1i59.23

5. Brauweiler, H., & Yerimpasheva, A. (2021b). Moving to blended learning in the post-pandemic era. In J. Dyczkowska, The impact of COVID-19 on accounting, business practice and education (1st ed., pp. 104-120). Publishing House of Wroclaw university of Economics and Business. Retrieved 2 November 2021, from http://ibuk.pl.

6. Jamalpur, B., Kafila, Chythanya, K., & Kumar, K. (2021). A comprehensive overview of online education – Impact on engineering students during COVID-19. Materials Today: Proceedings. doi: 10.1016/j.matpr.2021.01.749

7. Poch, M., Garrido-Baserba, M., Corominas, L., Perelló-Moragues, A., Monclús, H., & CermerónRomero, M. et al. (2020). When the fourth water and digital revolution encountered COVID-19. Science of the Total Environment, 744, 140980. doi: 10.1016/j.scitotenv.2020.140980

8. Klenner, M., Grimm, F., & Brauweiler, H. (2017). Flipped Classroom Educational Methods in International Distant Learning Projects. In International Conference on Education. Delhi: Delhi University.

9. Iivari, N., Sharma, S., & Ventä-Olkkonen, L. (2020). Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? International Journal of Information Management, 102183. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183

10. Jowsey, T., Foster, G., Cooper-Ioelu, P., & Jacobs, S. (2020). Blended learning via distance in preregistration nursing education: A scoping review. Nurse Education in Practice, 44, 102775. doi: 10.1016/j.nepr.2020.102775

11. Farahani, I., Laeer, S., Farahani, S., Schwender, H., & Laven, A. (2020). Blended learning: Improving the diabetes mellitus counseling skills of German pharmacy students. Currents in Pharmacy Teaching and Learning, 12(8), 963-974. doi: 10.1016/j.cptl.2020.04.016

12. Aucejo, E., French, J., Ugalde Araya, M., & Zafar, B. (2020). The impact of COVID-19 on student experiences and expectations: Evidence from a survey. Journal of Public Economics, 191, 104271. doi: 10.1016/j.jpubeco.2020.104271

13. Yerimpasheva, A., Medukhanova, L., & Tarakbayeva, R. (2020). Innovative solutions in the fight against the consequences of the COVID-19 pandemic. KazNU Bulletin. Series international relations and international law, 92(4), 89-99. doi:10.26577/IRILJ.2020.v92.i4.09

14. Chaturvedi, K., Vishwakarma, D., & Singh, N. (2021). COVID-19 and its impact on education, social life and mental health of students: A survey. Children and Youth Services Review, 121, 105866. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105866

15. Upadhyaya, G., Jain, V., Iyengar, K., Patralekh, M., & AbhishekVaish. (2020). Impact of COVID-19 on post-graduate orthopaedic training in DelhiNCR. Journal of Clinical Orthopaedics and Trauma. doi: 10.1016/j.jcot.2020.07.018

16. Education: From disruption to recovery. (2021). Retrieved 30 March 2021, from https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/.

17. Haghani, M., Bliemer, M., Goerlandt, F., & Li, J. (2020). The scientific literature on Coronaviruses, COVID-19 and its associated safety-related research dimensions: A scientometric analysis and scoping review. Safety Science, 129, 104806. doi: 10.1016/j.ssci.2020.104806

18. Megahed, N., & Ghoneim, E. (2020). Antivirus-built environment: Lessons learned from Covid-19 pandemic. Sustainable Cities and Society, 61, 102350. doi: 10.1016/j.scs.2020.102350

19. Ratten, V., & Jones, P. (2021). Covid-19 and entrepreneurship education: Implications for advancing research and practice. The International Journal of Management Education, 19(1), 100432. doi: 10.1016/j.ijme.2020.100432

20. Secundo, G., Mele, G., Vecchio, P., Elia, G., Margherita, A., & Ndou, V. (2021). Threat or opportunity? A case study of digital-enabled redesign of entrepreneurship education in the COVID-19 emergency. Technological Forecasting and Social Change, 166, 120565. doi: 10.1016/j.techfore.2020.120565

21. You, S., Zhou, K., & Jia, L. (2021). How does human capital foster product innovation? The contingent roles of industry cluster features. Journal of Business Research, 130, 335-347. doi: 10.1016/j.jbusres.2021.03.046

22. Kotsopoulos, D., Karagianaki, A., & Baloutsos, S. (2021). The effect of human capital, innovation capacity, and Covid-19 crisis on Knowledge-Intensive Enterprises’ growth within a VC-driven innovation ecosystem. Journal of Business Research, 139, 1177- 1191. doi: 10.1016/j.jbusres.2021.10.055

23. Geng, S., Law, K., & Niu, B. (2019). Investigating self-directed learning and technology readiness in blending learning environment. International Journal of Educational Technology In Higher Education, 16(1). doi: 10.1186/s41239-019-0147-0

24. Zhang, X., & Wang, X. (2021). Measures of human capital and the mechanics of economic growth. China Economic Review, 68, 101641. doi: 10.1016/j.chieco.2021.101641

25. Oyinlola, M., Adedeji, A., & Onitekun, O. (2021). Human capital, innovation, and inclusive growth in sub-Saharan African Region. Economic Analysis and Policy, 72, 609-625. doi: 10.1016/j.eap.2021.10.003

26. Inclusive Growth - Economic growth that is distributed fairly across society. (2021). Retrieved 10 December 2021, from https://www.oecd.org/inclusivegrowth/#introduction

27. Diebolt, C., & Hippe, R. (2018). The long-run impact of human capital on innovation and economic development in the regions of Europe. Applied Economics, 51(5), 542-563. doi: 10.1080/00036846.2018.1495820

28. Индекс человеческого развития — Гуманитарный портал. (2021). Retrieved 10 December 2021, from https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index#kazakhstan

29. Danquah, M., & Amankwah-Amoah, J. (2017). Assessing the relationships between human capital, innovation and technology adoption: Evidence from sub-Saharan Africa. Technological Forecasting and Social Change, 122, 24-33. doi: 10.1016/j.techfore.2017.04.021

30. Muhamad, S., Sulaiman, N., & Saputra, J. (2018). The Role of Human Capital and Innovation Capacity on Economic Growth in ASEAN-3. Jurnal Ekonomi Malaysia, 52(1), 257-268. doi: 10.17576/jem-2018-5201-21

31. Ma, L., Zhai, X., Zhong, W., & Zhang, Z. (2019). Deploying human capital for innovation: A study of multi-country manufacturing firms. International Journal of Production Economics, 208, 241-253. doi: 10.1016/j.ijpe.2018.12.001

32. Peng, H., Tan, H., & Zhang, Y. (2020). Human capital, financial constraints, and innovation investment persistence. Asian Journal of Technology Innovation, 28(3), 453-475. doi: 10.1080/19761597.2020.1770616

33. Lenihan, H., McGuirk, H., & Murphy, K. (2019). Driving innovation: Public policy and human capital. Research Policy, 48(9), 103791. doi: 10.1016/j.respol.2019.04.015

34. Chang, T., Hong, G., Paganelli, C., Phantumvanit, P., Chang, W., Shieh, Y., & Hsu, M. (2021). Innovation of dental education during COVID-19 pandemic. Journal of Dental Sciences, 16(1), 15-20. doi: 10.1016/j.jds.2020.07.011

35. Abbasi, S., Ayoob, T., Malik, A., & Memon, S. (2020). Perceptions of students regarding E-learning during Covid-19 at a private medical college. Pakistan Journal of Medical Sciences, 36(COVID19-S4). doi: 10.12669/pjms.36.covid19-s4.2766

36. Sukendro, S., Habibi, A., Khaeruddin, K., Indrayana, B., Syahruddin, S., Makadada, F., & Hakim, H. (2020). Using an extended Technology Acceptance Model to understand students’ use of e-learning during Covid-19: Indonesian sport science education context. Heliyon, 6(11), e05410. doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e05410

37. Dong, C., Cao, S., & Li, H. (2020). Young children’s online learning during COVID-19 pandemic: Chinese parents’ beliefs and attitudes. Children and Youth Services Review, 118, 105440. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105440

38. Dhanalakshmi, R., Anuja Mary, A., Shrijith, D., & Vijayaraghavan, N. (2021). A Study on Covid-19 – Impacting Indian Education. Materials Today: Proceedings. doi: 10.1016/j.matpr.2021.02.786

39. Liu, C., & You-Hsien Lin, H. (2021). The impact of COVID-19 on medical education: Experiences from one medical university in Taiwan. Journal of the Formosan Medical Association. doi: 10.1016/j.jfma.2021.02.016

40. Gelineau-Morel, R., & Dilts, J. (2021). Virtual Education during COVID-19 and Beyond. Pediatric Neurology. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2021.02.008

41. Gupta, S., Dabas, A., Swarnim, S., & Mishra, D. (2021). Medical education during COVID-19 associated lockdown: Faculty and students’ perspective. Medical Journal Armed Forces India, 77, S79-S84. doi: 10.1016/j.mjafi.2020.12.008


Рецензия

Для цитирования:


Еримпашева А.Т., Мырзахметова А.М., Закирова А.А. Развитие человеческого капитала: инновационное обучение в постпандемическую эпоху. Economics: the strategy and practice. 2021;16(4):130-142. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2021-4-130-142

For citation:


Yerimpasheva A.T., Myrzakhmetova A.M., Zakirova A.A. Human Capital Development: Innovative Learning in the Post-Pandemic Era. Economics: the strategy and practice. 2021;16(4):130-142. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2021-4-130-142

Просмотров: 165


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)