Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Состояние и перспективы развития академической мобильности в университетах Республики Казахстан

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-1-127-143

Аннотация

Целью написания статьи является исследование состояния и перспектив развития академической мобильности в казахстанских университетах. С начала реализации программы академической мобильности статус университетов значительно изменился в лучшую сторону, а именно стало возрастать качество образования, позволяющее наращивать потенциал выпускников, через изучение зарубежных моделей, культуры, профессиональной среды, подходов к компетенциям и знаниям, которые будут востребованы на рынке труда и позволят им быть конкурентоспособными специалистами. Требования работодателей к выпускникам университетов очень высоки и только наличие системной политики казахстанских университетов к развитию разнообразных форм и моделей академической мобильности позволит соответствовать современным глобальным трендам в системе высшего образования. Нами в статье приведены данные Центра Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан за 2019–2020 гг., отражающие деятельность казахстанских вузов в сфере академической мобильности, Центра Болонского процесса и академической мобильности Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова, а также труды зарубежных и отечественных ученых. В 2020–2022 гг. изменились условия академической мобильности под влиянием экономических и политических факторов, а также COVID-19. В результате университеты в большинстве стран перешли на гибридные формы обучения. В статье приведены результаты полевых исследований, проведенных для выявления роли академической мобильности в повышении профессиональных компетенций, а также в развитии языковых и межкультурных навыков студентов на примере Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова. По итогам проведенного обследования сделан вывод, что академическая мобильность является важным ключевым фактором в подготовке конкурентоспособных специалистов для экономики Казахстана и играет важную роль в формировании Университета 4.0.

Об авторах

Ш. А. Есимова
Карагандинский индустриальный университет
Казахстан

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономики и бизнеса»

пр. Республики, 30, 101400, Темиртау



Л. А. Хасенова
Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова
Казахстан

докторант

пр. Тауке хана, 5, 160012, Шымкент



Список литературы

1. Barnett, R., & Fulford, A. (2020). Philosophers on the University. Springer, New York.

2. Strategy for the internationalization of higher education until 2025 and the roadmap for the implementation of its implementation. (In Russ.)

3. On amendments to the order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated November 19, 2008 No. 613 “On approval of the Rules for sending students to study abroad, including within the framework of academic mobility”. Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated February 25, 2021 No. 77. Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on March 2, 2021 No. 22281. (In Russ.)

4. Report on the work done by the Center for the Bologna Process and Academic Mobility of the SKU for the 2019–2020 academic year (2020). Shymkent: Current Archive of the Center for the Bologna Process and Academic Mobility of SKSU. (In Russ.)

5. Borchgrevink, H.M., & Scholz, B. (2013). New Concepts of Researcher Mobility: A Comprehensive Approach Including Combined/Part-Time Positions. Science Policy Briefing, 49.

6. Børing, P., Flanagan, K., Gagliardi, D., Kaloudis, A., & Karakasidou, A. (2015). International mobility: Findings from a survey of researchers in the EU. Science and Public Policy, 42(6), 811-826. https://doi.org/10.1093/scipol/scv006

7. Grossmann, V., & Stadelmann, D. (2013). Wage Effects of High-Skilled Migration: International Evidence. The World Bank Economic Review, 27(2), 297–319. https://doi.org/10.1093/wber/lht002

8. Perna, L. W., Orosz, K., & Jumakulov, Z. (2015). Understanding the human capital benefits of a government-funded international scholarship program: An exploration of Kazakhstan’s Bolashak program. International Journal of Educational Development, 40, 85-97. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2014.12.003

9. Kotlyarova, I.O., & Naidanova, Yu.V. (2017). Formation of personal mobility in the system of continuous education: a review. Vestnik Juzhno- Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 9(2), 6-26. (In Russ.)

10. Gopaul, B., & Pifer, M. J. (2016). The conditions of movement: A discussion of academic mobility between two early career scholars. Higher Education Quarterly, 70(3), 225-245. https://doi.org/10.1111/hequ.12092

11. Huang, F. (2016). International mobility of students, academics, educational programs, and campuses in Asia. In Reforming learning and teaching in Asia-Pacific universities (pp. 29-46). Springer, Singapore. htt. (2016). International mobility of students, academics, educational programs, and campuses in Asps://doi.org/10.1007/978-981-10-0431-52

12. Greculescu, A. & Todorescu, L. (2016). Language Experience and Engineering Students’ Professional Mobility. New Approaches in Social and Humanistic Sciences, 255-258.

13. Cots, J. M., Aguilar, M., Mas-Alcolea, S., & Llanes, À. (2016). Studying the impact of academic mobility on intercultural competence: a mixed-methods perspective. The Language Learning Journal, 44(3), 304-322. https://doi.org/10.1080/09571736.2016.1198097

14. Iucu, R., Pânişoară, I. O., & Pânişoară, G. (2011). The Professional Mobility of Teachersnew tendencies in the global society. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 11, 251-255. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.01.071

15. J Jones, A.E. (2009). Social Mobility in Late Antique Gaul: Strategies and opportunities for the non-elite. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511596735

16. Beech, S. (2017). International student mobility: A critical overview. Laboring and learning, 10, 285.

17. Bi Bijwaard, G. E., & Wang, Q. (2016). Return migration of foreign students. European Journal of Population, 32(1), 31-54.

18. Collins, F. L. (2012). Researching mobility and emplacement: examining transience and transnationality in international student lives. Area, 44(3), 296-304.

19. Wu, C., & Wilkes, R. (2017). International students’ post-graduation migration plans and the search for home. Geoforum, 80, 123-132.

20. Balasooriya, C., Asante, A., Jayasinha, R., & Razee, H. (2014). Academic mobility and migration: Reflections of international academics in Australia. In Academic mobility. Emerald Group Publishing Limited. https://doi.org/10.1108/S1479-362820140000011013

21. Nurmagambetov, A.A. (2017). Academic mobility of universities of Kazakhstan: state and prospects. Almaty. (In Russ.)

22. Akhmatova, A.A. & Ordabayeva, S.K. (2016). Academic mobility as a basis for the development of international cooperation. Vysshaya shkola [High school], 4, 27-28.

23. Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan Country report: on the implementation of the parameters of the Bologna process in the universities of the Republic of Kazakhstan. Center for the Bologna process and academic mobility, (2020) [updated February 16, 2021; cited January 15, 2022]. Available: https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/reference_information/documents (In Russ.)

24. Ackers, L. (2008). Internationalisation, mobility and metrics: A new form of indirect discrimination?. Minerva, 46(4), 411-435.


Рецензия

Для цитирования:


Есимова Ш.А., Хасенова Л.А. Состояние и перспективы развития академической мобильности в университетах Республики Казахстан. Economics: the strategy and practice. 2022;17(1):127-143. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-1-127-143

For citation:


Yessimova Sh.А., Khassenova L.A. The Current State and Prospects for the Development of Academic Mobility in the Universities of the Republic of Kazakhstan. Economics: the strategy and practice. 2022;17(1):127-143. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-1-127-143

Просмотров: 887


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)