Киноиндустрия как отрасль экономики: актуальные проблемы и тенденции
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-1-226-237
Аннотация
Сегодня киноиндустрия является важным сектором экономики во многих странах. Научный интерес к изучению кино растет с каждым днем. Это связано с тем, что киноиндустрия, состоящая из продюсерских и коммерческих организаций, является объектом инвестиций и успешным активом. Статья направлена на определение роли киноиндустрии в экономическом и социальном развитии Казахстана. Основная цель статьи – выявление и обсуждение актуальных проблем и тенденций развития отечественной киноиндустрии путем анализа его современного состояния. В статье раскрывается сущность трех основных функций киноиндустрии - экономической, социальной и идеологической. Текущее состояние отечественной киноиндустрии проанализировано с использованием статистических и социологических данных. Рассмотрены актуальные вопросы, социально-экономические особенности, основные участники кинорынка Казахстана. В результате исследования было установлено, что частные кинокомпании доминируют в отечественном кинобизнесе. На рынке доминируют продукты зарубежной киноиндустрии, что подтверждается их финансовыми сборами проката. Все более актуальной становится задача по увеличению доли отечественных, в том числе национальных фильмов на кинорынке. Кроме того, в статье представлены проблемы, препятствующие развитию отечественной киноиндустрии, и факторы, способствующие ее дальнейшему развитию. К таковым факторам следует отнести совершенствование государственного управления в сфере кинематографии, установление четких параметров качества отечественных фильмов, обеспечение принципов доступности казахстанских фильмов
Ключевые слова
Об авторе
А. Б. МанакбаеваКазахстан
докторант
пр. Абая 33a, 010000, Нур-Султан
Список литературы
1. Garnham, N. (2005). From cultural to creative industries: An analysis of the implications of the “creative industries” approach to arts and media policy making in the United Kingdom. International journal of cultural policy, 11(1), 15-29. https://doi.org/10.1080/10286630500067606
2. Malyshev, A. (2019). The film industry as a sector of “creative industries”: tasks of a diversified approach. Kreativnaja jekonomika, 13(7), 1401-1410. https://doi.org/10.18334/ce.13.7.40840 (In Russ.)
3. Lee, H. K. (2021). Supporting the cultural industries using venture capital: a policy experiment from South Korea. Cultural Trends, 1-21. https://doi.org/10.1080/09548963.2021.1926931
4. Belova, E.D. (2018). Territorial differences in the level of development of the film industry in the countries of the world. Vestnik Soskovskogo universiteta. Serija 5. Geografija, 1, 57-65. (In Russ.)
5. Ravid, S.A. (1999). Information, Blockbusters, and Stars: A Study of the Film Industry. The Journal of Business, 72 (4). 463–492. https://doi.org/10.1086/209624
6. McLuhan, M. (2003). Understanding media: human external extensions. Moscow, Canon- Press. (In Russ.)
7. Medel, A., & Gossel, B. (2015). Film Industry Clusters. Austral Comunicación, 4(1), 65-81.
8. Elberse, A., & Eliashberg, J. (2003). Demand and Supply Dynamics for Sequentially Released Products in International Markets: The Case of Motion Pictures. Marketing Science, 22 (3), 329-354. https://doi.org/10.1287/mksc.22.3.329.17740
9. Shevchenko, D. A. (2013). Film marketing: theory and practice of promotion. Prakticheskij marketing, 12 (202), 3-11. (In Russ.)
10. Alekseev, G., & Kolobova, Yu. (2014). Economic and legal aspects of cooperation and competition in the global film industry. Upravlencheskoe konsul’tirovanie, 12(72), 67-78. (In Russ.)
11. Kolobova, E.Yu. (2017). The system of state support for cinematography as a condition for the development of a market environment for cinema and entertainment services. Peterburgskij jekonomicheskij zhurnal, (3), 140-154. (In Russ.)
12. Aigazin, Zh., Esetov, E., Savetkanov, D., Shaker, M., Nurgozhina, A., & Isimbaeva, G. (2020). Economics of Kazakh cinema: what influences box office and film ratings. Nur-Sultan. (In Russ.)
13. Bureau of National Statistics (2021) [updated October 10, 2021; cited November 26, 2021]. Available: http://www.stat.gov.kz (In Russ.)
14. Мировая киноиндустрия в результате пандемии потеряла 7 миллиардов долларов (2021) [updated October 15, 2020; cited January 24, 2022]. Available: https://news.un.org/ru/story/2021/01/1394332 (In Russ.)
15. Акан Сатаев рассказал, сколько зарабатывают на кино в Казахстане (2018) [updated October 10, 2020; cited December 12, 2021]. Available: https://forbes.kz/life/hero/ahan_sataev_rasskazal_skolko_zarabatyivayut_na_kino_v_kazahstane/ (In Russ.)
16. Kalabikhina, E.A. (2017). Development of the world film business in the context of globalization (Doctoral dissertation, Mosk. gos. un-t im. MV Lomonosova). (In Russ.)
17. Pokorny, M., Miskell, P., & Sedgwick, J. (2019). Managing uncertainty in creative industries: film sequels and Hollywood’s profitability, 1988-2015. Competition and Change, 23(1), 23-46. https://doi.org/10.1177%2F1024529418797302
18. Simonton, K. (2009). Cinematic Success Criteria and Their Predictors: The Art and Business of the Film Industry. Psychology & Marketing, 26(5), 400-420. https://doi.org/10.1002/mar.20280
Рецензия
Для цитирования:
Манакбаева А.Б. Киноиндустрия как отрасль экономики: актуальные проблемы и тенденции. Economy: strategy and practice. 2022;17(1):226-237. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-1-226-237
For citation:
Manakbayeva A.B. The Film Industry as a Sector of the Economy: Current Problems and Trends. Economy: strategy and practice. 2022;17(1):226-237. (In Kazakh) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-1-226-237