Современное состояние и развитие женского предпринимательства в условиях пандемии COVID-19
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-2-231-245
Аннотация
Целью написания статьи является анализ современного состояния и развития женского предпринимательства в Казахстане, которое оказывает значительное влияние на устойчивое развитие бизнес-структур. Поэтому в последние годы в условиях пандемии COVID-19 все больше внимания уделяется расширению возможностей малых и средних предприятий под руководством женщин, однако во многих странах с низким уровнем дохода женщины-предприниматели по-прежнему сталкиваются со значительными барьерами, которых не существует - когда бизнесом занимаются мужчины. В ходе анализа выявлено, что на практике, несмотря на ограничения, введенные в условиях пандемии COVID-19, интерес со стороны женщин к организации предпринимательской деятельности усиливается с каждым годом с точки зрения формирования культуры бизнес-процесса. В ходе анализа были определены основные причины, согласно которым женщины идут в бизнес: стремление к финансовой независимости, желание воплотить в жизнь свою бизнес-идею и возможность совмещать работу, семью и развлечения. Следовательно, со стороны института государства проводится активная политика по снижению гендерного неравенства, включая и предпринимательскую среду Казахстана. Результаты исследования подтверждают, что институты поддержки малого и среднего бизнеса заинтересованы в увеличении женского бизнеса, не зависимо от географического расположения (город и село). Статистический анализ свидетельствует, что наибольший процент женщин-предпринимателей – в оптовой и розничной торговле, наименьший процент женщин предпринимателей наблюдается в сфере государственного управления и обороны. В целях повышения деловой активности женского предпринимательства были выработаны рекомендации по формированию и созданию Единой Национальной информационной базы по развитию женского предпринимательства.
Ключевые слова
Об авторах
Ж. С. БулхаироваКазахстан
доктор PhD, ассоциированный профессор
тел.: 87761713696
кафедра «Экономика»
010011
пр. Победы 62
Нур-Султан
Н. Н. Нурмухаметов
Казахстан
и. о. профессора
кафедра «Экономика»
010011
пр. Победы 62
Нур-Султан
А. Кизимбаева
Казахстан
и. о. ассоциированный профессор
кафедра «Менеджмент»
130000
микрорайон 32
Актау
А. А. Шаметова
Казахстан
кандидат экономических наук, старший преподаватель
кафедра «Экономика и менеджмент предприятия»
100003
пр. Нурсултана Назарбаева 56
Караганда
Список литературы
1. Vitun, S. E., & Denishchik, D. A. (2021). Features of women’s entrepreneurship in the Republic of Belarus. Bulletin of the Yanka Kupala Grodno State University. Series 5. Economy. Sociology. Biology, 11 (1), 6-18.
2. Women’s entrepreneurship in Kazakhstan: state and prospects. (2019). Zhenskoe predprinimatelstvo v Kazakhstane: sostoianie i perspektivy. Center for Gender Economics Research, Narkhoz University. Almaty, 58 p.
3. Gender equality in the «Three Es» in the Asia / Pacific Region OECD, (2014) [updated on December 20, 2014; cited on February 30, 2022]. Available: https://www.oecd.org/development/gender-development/Brochure_SIGI_EAP_web.pdf
4. Avolio, B. E. (2011). A Methodological Problem Associated with Researching Women Entrepreneurs. Journal of Women’s Entrepreneurship and Education, 1-2, 9-25.
5. Orlova, A. V. (2017). Methodological problems of women’s entrepreneurship research. In the collection: Sustainable economic development: state, problems, prospects. Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference, 312-313.
6. Raimanova, Z. I. (2019). Development of women’s entrepreneurship in modern Russia. Economics and Management: Scientific and Practical Journal, 1 (145), 102-104.
7. Barsukova, S. Iu. (2008). And again about women’s entrepreneurship. SOCIS, 5, 148-153.
8. Chirikova, A. E. (2007). Leaders of Russian entrepreneurship: mentality, meanings, values. M.: Publishing House of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences.
9. Karimova, Kh. I. (2020). Features of women’s entrepreneurship in the segment of small and medium-sized businesses. In the collection: Economics and Management: topical issues of theory and practice. Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference, 98-102.
10. Kashina, M. A., & Moskvina, A. Iu. Digitalization as a factor in the development of women’s business, (2020), [updated January 28, 2020; cited on March 10, 2022]. Available: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3552059
11. Gilmanova, G. Kh. (2008). The development of women’s entrepreneurship in the conditions of transformation of Russian society: sociological analysis: dissertation. Candidate of Social Sciences: Volgograd: Bashkir State Agrarian University.
12. Aubakirova, G. M., Mazhitova, S. K., Isataeva, F. M., & Tomashinova, A. E. (2021). Improving the investment policy of countries with transit economies: the experience of Kazakhstan. Economics: the strategy and practice, 16 (4), 49-61.
13. Kvanina, V. V., Gromova, E. A., & Spiridonova, A. V. (2020). State support of women’s entrepreneurship. Woman in Russian society, 4, 52-65.
14. Annual Report 2020. An initiative to provide financing to women entrepreneurs, (2020), [updated on October 13, 2020; quoted on February 10, 2022]. Available: https://we-fi.org/wp-content/uploads/2021/03/WeFi-Annual-Report-2020.pdf
15. Bureau of National Statistics (2022) [updated October 10, 2021; cited February 10, 2022]. Available: http://www.stat.gov.kz
16. Gender equality v tsifrovizatsii. Kliuchevye voprosy pri razrabotke programm]. Gender equality in digitalization. Key issues in the development of programs. NGO development program, (2021) [updated November 2021; quoted March 15, 2022]. Available: https://www.undp.org/eurasia/publications/gender-equality-digitalization
17. Is there a difference between men’s and women’s business? In what areas it is possible to earn money and what you have to sacrifice. Economic Newspaper, (2020), [updated November 23, 2020; quoted February 15, 2022]. Available:https://neg.by/novosti/otkrytj/est-li-raznica-mezhdu-muzhskim-i-zhenskim-biznesom
Рецензия
Для цитирования:
Булхаирова Ж.С., Нурмухаметов Н.Н., Кизимбаева А., Шаметова А.А. Современное состояние и развитие женского предпринимательства в условиях пандемии COVID-19. Economy: strategy and practice. 2022;17(2):231-245. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-2-231-245
For citation:
Bulkhairova Zh.S., Nurmukhametov N.N., Kizimbayeva A., Shametova A.A. The Current State and Development of Women’s Entrepreneurship in Kazakhstan Economy. Economy: strategy and practice. 2022;17(2):231-245. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-2-231-245