Методы оценки финансовой грамотности: опыт Казахстана
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-226-241
Аннотация
Целью данного исследования является изучение зарубежного опыта и обзора литературы по методам оценки уровня финансовой грамотности, а также анализ уровня финансовой грамотности в Казахстане на основе официальных данных АФРР. В результате были разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию методологии оценке в Казахстане, на основе проведенного литературного обзора. Новизна исследования заключается в систематизации методов и подходов различных организаций и ученых к оценке финансовой грамотности в зарубежных странах. Также в разработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию методологии оценки финансовой грамотности на основе зарубежного опыта. Результаты обзора литературы показали, что большинство исследований имеют общие черты. Во-первых, это анализ нескольких факторов, в то время как фокус их исследовательского интереса может отличаться. Во-вторых, целью исследования является анализ финансовой грамотности населения или конкретных групп людей. Анализ вторичных данных показывают, что финансово неграмотные граждане являются неэффективными участниками рынка ценных бумаг, имеют большие долги и нерационально используют источники финансирования. А также по уровню доходов – пенсионеры и молодежь. Поэтому есть необходимость в дальнейшем развитии, опираясь на опыт развитых стран, где высок уровень финансовой грамотности. Научная значимость работы состоит в разработки рекомендаций по повышению финансовой грамотности казахстанцев на основе методического аппарата, учитывающего комплексные подходы и национальные ограничения. Это очень важно как для теории, так и для практики дальнейшего развития государственной политики по повышению финансовой грамотности граждан Казахстана.
Ключевые слова
Об авторах
К. Е. ХасеноваКазахстан
Хасенова К.Е. – кандидат экономических наук
ул. Глинки 20а, 071412, Семей
Г. К. Исмаилова
Казахстан
Исмаилова Г.К. – кандидат филологических наук, профессор
ул. Глинки 20а, 071412, Семей
Л. З. Паримбекова
Казахстан
Паримбекова Л.З. – кандидат экономических наук
ул. Глинки 20а, 071412, Семей
Б. Қуантқан
Казахстан
Қуантқан Б. - кандидат экономических наук
ул. Глинки 20а, 071412, Семей
Н. М. Анарбеков
Казахстан
Анарбеков Н.М. – магистр экономических наук
ул. Глинки 20а, 071412, Семей
Список литературы
1. Ameriks, J., Caplin, A., & Leahy, J. (2003). Wealth accumulation and the propensity to plan. The Quarterly Journal of Economics, 118(3), 1007-1047. https://doi.org/10.1162/00335530360698487
2. Baistaman, J., Awang, Z., Afthanorhan, A., & Rahim, M. Z. A. (2020). Developing and validating the measurement model for financial literacy construct using confirmatory factor analysis. Humanities and Social Science Review, 8(2), 413-422. https://doi.org/10.18510/hssr.2020.8247
3. Batsaikhan, U., & Demertzis, M. (2018). Financial literacy and inclusive growth in the European Union (No. 2018/08). Bruegel Policy Contribution.
4. Bayar, Y., Sezgin, H. F., Öztürk, Ö. F., & Şaşmaz, M. (2017). Impact of financial literacy on personal saving: A research on Usak university staff. Journal of Knowledge Management Economics and Information Technology, 6(6), 1-19.
5. Bongomin, G. O. C., Ntayi, J. M., Munene, J. C., & Malinga, C. A. (2017). The relationship between access to finance and growth of SMEs in developing economies: Financial literacy as a moderator. Review of International Business and strategy. https://doi.org/10.1108/RIBS-04-2017-0037
6. Csorba, L. (2020). The determining factors of financial culture, financial literacy and financial behavior. Public Finance Quarterly, 65(1), 67-83. https://doi.org/10.35551/PFQ_2020_1_6
7. Durodola, O., Fusch, P., & Tippins, S. (2017). A case-study of financial literacy and wellbeing of immigrants in Lloydminster, Canada. International Journal of Business and Management, 12(8), 37-50. https://doi.org/10.5539/ijbm.v12n8p37
8. Gaisina, S. (2018). Financial literacy in r ural areas of Kazakhstan–determinants and characteristics. In 13th European International Farming Systems Association (IFSA) Symposium, Farming systems: facing uncertainties and enhancing opportunities, 1-5 July 2018, Chania, Crete, Greece (pp. 1-18). International Farming Systems Association (IFSA) Europe.
9. Grohmann, A. (2018). Financial literacy and financial behavior: Evidence from the emerging Asian middle class. Pacific-Basin Finance Journal, 48, 129-143. https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2018.01.007
10. Huston, S. J. (2010). Measuring financial literacy. Journal of consumer affairs, 44(2), 296-316. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2010.01170.x
11. Iacovoiu, V. B. (2018). An Empirical Analysis of Some Factors Influencing Financial Literacy. Economic Insights-Trends & Challenges, 70(2), 23-31.
12. Klapper, L., Lusardi, A., & Van Oudheusden, P. (2015). Financial literacy around the world. World Bank. Washington DC: World Bank.
13. Lusardi, A., & Mitchell, O. S. (2007). Baby boomer retirement security: The roles of planning, financial literacy, and housing wealth. Journal of monetary Economics, 54(1), 205-224. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2006.12.001
14. Lusardi, A., & Mitchell, O. S. (2011). Financial literacy around the world: an overview. Journal of pension economics & finance, 10(4), 497-508. https://doi.org/10.1017/S1474747211000448
15. Marcolin, S., & Abraham, A. (2006). Financial literacy research: Current literature and future opportunities. Proceeding. Presented at 3rd International Conference on Contemporary Business. Leura NSW: Faculty of Commerce, Charles Stuart University.
16. Mutegi, H. K., Njeru, P. W., & Ongesa, N. T. (2015). Financial literacy and its impact on loan repayment by small and medium entrepreneurs. International Journal of Economics, Commerce and Management, 3(3), 1–28.
17. OECD, Levels of Financial Literacy in Eurasia, (2018). [updated April 10, 2018; cited July 14, 2022]. Available: https://www.oecd.org/financial/education/globalpartnerships/commonwealthofindependentstates/financialliteracy-cis-countries-survey-RU.pdf
18. OECD, Roadmap for a National Strategy for Financial Education in Kazakhstan, (2019). [updated April 10, 2019; cited July 14, 2022]. Available: https://www.oecd.org/education/financial-education-cis.htm
19. Ouachani, S., Belhassine, O., & Kammoun, A. (2020). Measuring financial literacy: A literature review. Managerial Finance, 47(2), 266–281. https://doi.org/10.1108/MF-04-2019-0175
20. Satpayeva, Z. T., Bekbossinova, A. S., &lusa Ryskulova, M. M. (2021). The Impact of the Financial Wellbeing of the Elderly of Kazakhstan on Their Family Life. Economics: the Strategy and Practice, 16(3), 152-166. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2021-3-152-166
21. Van Rooij, M., Lusardi, A., & Alessie, R. (2011). Financial literacy and stock market participation. Journal of Financial economics, 101(2), 449-472. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2011.03.006
22. Global financial literacy ranking. The Atlas, (2022). [updated May 07 , 2022; cited July 14, 2022]. Available: https://theatlas.com/charts/VJDhtA8Xe/
23. DKN World News, The level of financial literacy of Kazakhstanis has increased, (2022). [updated Febryary 07, 2021; cited July 13, 2022] Avaliable at: https://dknews.kz/ru/finansy/218612-urovenfinansovoy-gramotnosti-kazahstancev-povysilsya
24. S&P Global Finlit Survey – Methodology, GFLEC, (2014) [updated June 13, 2014; cited July 13, 2022] Avaliable at: https://gflec.org/sp-global-finlitsurvey-methodology/
25. KAPITAL, Being financially literate from school is becoming a trend, (2022). [updated November 25, 2021; cited May 08, 2022] https://kapital.kz/finance/100628/byt-finansovo-gramotnym-so-shkolystanovit-sya-trendom.html
Рецензия
Для цитирования:
Хасенова К.Е., Исмаилова Г.К., Паримбекова Л.З., Қуантқан Б., Анарбеков Н.М. Методы оценки финансовой грамотности: опыт Казахстана. Economy: strategy and practice. 2022;17(3):226-241. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-226-241
For citation:
Khassenova K.Y., Ismailova G.K., Parimbekova L.Z., Kuantkan B., Anarbekov N.M. Methods of Financial Literature Assessment: Kazakhstan’s Experience. Economy: strategy and practice. 2022;17(3):226-241. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-226-241