Preview

Economics: the strategy and practice

Расширенный поиск

Анализ гендерного разделения труда в высшем образовании Казахстана: региональный аспект

https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-227-240

Аннотация

Гендерное неравенство остается актуальной проблемой в Казахстане, при этом вертикальная и горизонтальная сегрегация приводит к неравной оплате и представительству мужчин и женщин в разных профессиях. Для достижения равного доступа к трудовым, социальным и институциональным ресурсам экономическая политика государства направлена на решение этой проблемы. Данные, собранные за 2016-2021 годы с электронного портала Бюро национальной статистики Казахстана, показали, что женщины преобладают как в общеобразовательных школах, так и в высших учебных заведениях, хотя произошли небольшие изменения в процентном соотношении мужчин и женщин среди преподавателей и преподавателей за годы. Индекс Дункана, измеряющий гендерную сегрегацию, показал разницу в 17,1 п.п. между долей учителей-мужчин и женщин-учителей общеобразовательных школ и мужчин и женщин-преподавателей в высших учебных заведениях. При этом сфера образования является одной из самых низкооплачиваемых в Казахстане. Основные результаты статьи подчеркивают неравные возможности женщин по сравнению с мужчинами. Профессиональную сегрегацию также можно рассматривать по географическому признаку, принимая во внимание бремя ведения домашнего хозяйства. Сельские женщины в большей степени подвергаются профессиональной дискриминации, чем их городские коллеги. Решение проблемы гендерного неравенства среди преподавателей высших учебных заведений имеет важное значение для поощрения разнообразия, справедливости и интеграции в академических кругах и за их пределами. Гендерное равенство в высшем образовании также имеет решающее значение для социального и экономического прогресса, поскольку исследования и образование являются основными движущими силами инноваций и развития. 

Об авторах

А. А. Кредина
Университет международного бизнеса имени К.Сагадиева
Казахстан

PhD докторант

пр. Абая, 8А, 50010, Алматы



Л. Васа
Университет Святого Иштвана
Венгрия

PhD, профессор, старший преподаватель

Гёдёллё



К. О. Нургалиева
Университет международного бизнеса имени К.Сагадиева
Казахстан

к.э.н.

пр. Абая, 8А, 50010, Алматы



Список литературы

1. Adams, T. L. (2010). Gender and feminization in health care professions. Sociology compass, 4(7), 454-465. https://doi.org/10.1111/j.1751-9020.2010.00294.x

2. Ariogul, S., & Can, N. (2010). Teaching is a female profession in the eyes of a beholder” or is it? Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2(2), 629-633. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.075

3. Bayuzakova, G. I., & Isakov, K. I. (2019). Gender specifics of the sectoral structure of employment in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University [Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavjanskogo universiteta], 19(7), 19-22. (In Russ.)

4. Blickenstaff, С. J. (2005). Women and science careers: leaky pipeline or gender filter? Gender and education, 17(4), 369-386. https://doi.org/10.1080/09540250500145072

5. Bongco, R. T., & Ancho, I. V. (2020). HisStory in the feminized teaching profession in the Philippines. Journal of Contemporary Eastern Asia, 19(2), 197-215. https://doi.org/10.17477/JCEA.2020.19.2.197

6. Bureau of National Statistics (2021). [cited December 30, 2022]. Available: http://www.stat.gov.kz

7. Chernova, J. V. (2012). Balance of family and work: policies and individual strategies of mothers. Journal of Social Policy Research [Zhurnal issledovanij social’noj politiki], 10(3), 295-308. (In Russ.)

8. Griffiths, M. (2006). The feminization of teaching and the practice of teaching: Threat or opportunity? Educational Theory, 56(4), 387-405. https://doi.org/10.1111/j.1741-5446.2006.00234.x

9. Griffiths, P. (2006). Introduction to English semantics and pragmatics. Edinburgh university press.

10. Lahelma, E. (2000). Lack of male teachers: A problem for students or teachers? Pedagogy, Culture and Society, 8(2), 173-186. https://doi.org/10.1080/14681360000200093

11. Lipovka, A. V. (2018). Gender labor segregation in higher education in Kazakhstan. Registration certificate No. 9099-Zh dated 25.03. 2008 issued by the Ministry of Culture and Information of the Republic of Kazakhstan, the Committee for Information and Archives by the Order of the Committee for Control in the Sphere of Education and Science [Registracionnoe svidetel’stvo № 9099-Zh ot 25.03. 2008g. vydano Ministerstvom kul’tury i informacii Respubliki Kazahstan, Komitetom informacii i arhivov Prikazom Komiteta po kontrolju v sfere obrazovanija i nauki]. (In Russ.)

12. Jacobi, J. (2000). Modernization Through Feminization? On the History of Women in the Teaching Profession. European Education, 32(4), 55-78. https://doi.org/10.2753/EUE1056-4934320455

13. Kireyeva, A. A. (2015). Directions for improving gender policy to curb the growth of the gender pay gap. Actual problems of the humanities and natural sciences [Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk], 10(2), 41-45. (In Russ.)

14. Malanyina, A. A. (2019). Problems of professional segregation in the labor market of Kazakhstan. In Economics and Management: Current Trends [Jekonomika i upravlenie: sovremennye tendencii], 19-23. https://doi.org/10.31483/r-32369

15. Malanyina, A. A. (2019). Gender discrimination in the level of remuneration in the labor market of Kazakhstan. Economics and Entrepreneurship [Jekonomika i predprinimatel’stvo], 1, 358-363. (In Russ.)

16. Meurs, M., Nugmanova, M., Salimzhanova, A., & Marvin, S. (2021). Gender Regime and Women’s Employment in Kazakhstan. Comparative Economic Studies, 63(4), 603-622.

17. Mim, S. (2020). Feminization of Teaching in Bangladesh: Exploring the Influence of State, Market, and Family. Journal of Education, Teaching and Learning, 5(1), 1-7.

18. Muzzin, L. J., Brown, G. P., Hornosty, R. W., & Features Submission, H. C. (1994). Consequences of feminization of a profession: the case of Canadian pharmacy. Women & Health, 21(2-3), 39-56. https://doi.org/10.1300/J013v21n02_03

19. Najibi, P., & McLachlan, C. (2023). Moving towards a sustainable future for women in Afghanistan through increased tertiary education participation: challenges and possibilities. Inclusion, Equity, Diversity, and Social Justice in Education: A Critical Exploration of the Sustainable Development Goals, 245-259. https://doi.org/10.1007/978-981-19-5008-7_17

20. Spankulova L.S., Chulanova Z.K., & Ibraimova S.Z. (2019). Influence of innovative activity, human capital, knowledge spillovers on regions’s economic growth. Economics: the strategy and practice, 14(4), 53-66. (In Russ.)

21. Teasdale, S., McKay, S., Phillimore, J., & Teasdale, N. (2011). Exploring gender and social entrepreneurship: women’s leadership, employment and participation in the third sector and social enterprises. Voluntary sector review, 2(1), 57-76. https://doi.org/10.1332/204080511X560620

22. Yao, J., Wong, D. W., Bailey, N., & Minton, J. (2019). Spatial segregation measures: A methodological review. Tijdschrift voor economische en sociale geografie, 110(3), 235-250. https://doi.org/10.1111/tesg.12305


Рецензия

Для цитирования:


Кредина А.А., Васа Л., Нургалиева К.О. Анализ гендерного разделения труда в высшем образовании Казахстана: региональный аспект. Economics: the strategy and practice. 2023;18(1):227-240. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-227-240

For citation:


Kredina A.A., Vasa L., Nurgaliyeva K.O. Analysis of the Gender Segregation of Labor in Higher Education of Kazakhstan: Regional Aspect. Economics: the strategy and practice. 2023;18(1):227-240. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-227-240

Просмотров: 446


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)