Оценка экономической эффективности академической мобильности на трудоустройство выпускников
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-22-39
Аннотация
Целью данного исследования является проведение комплексного анализа академической мобильности и ее экономического влияния на трудоустройство выпускников университетов. Материалы и методы: в работе были рассчитаны коэффициенты корреляции, применен статистический тест хи-квадрат, проверяющий наличие взаимосвязи между качественными переменными. Для выявления причинно-следственных связей была применена логистическая регрессия. Также были проведены полевые исследования, включающие экспертный опрос 47 студентов (72,3% бакалавров, 23,4% магистрантов и 4,3% - докторантов) ЮКУ, которые проходили академическую мобильность в зарубежных странах мира (Латвия, Литва, Польша, Испания, Румыния, Турция, Германия, Чехия, Франция. Италия, Словения, Словакия, Великобритания, Австрия, Венгрия и др.). Результаты исследования: В работе применяются количественные и качественные методы анализа, в том проведенный опрос среди студентов позволил выявить многие преимущества академической мобильности. Другой вспомогательный метод, такой как SWOT-анализ академической мобильности в казахстанских университетах, был использован для выявления слабых и сильных сторон с учетом основных предпочтений студентов для повышения их компетенций и навыков, что в будущем позволит им найти место трудоустройства и повлиять на их конкурентоспособность. Обсуждение и заключение: Расчет используемых коэффициентов корреляции и теста хи-квадрат выявил наличие взаимосвязи между зависимой переменной и другими вопросами анкеты, которые были приведены в работе, что позволило обнаружить парные взаимосвязи и выстроить многомерную логистическую модель. Полученная модель позволяет сделать вывод, что она может применяться при прогнозировании академической мобильности во взаимосвязи с трудоустройством.
Об авторах
Ш. А. ЕсимоваКазахстан
д.э.н., член правления, проректор по стратегическому развитию и интернационализации
ул. Сулейменова 7, 080000, Тараз
Л. А. Хасенова
Казахстан
PhD докторант
пр. Тауке-хана, 5, 160000, Шымкент
Ш. Ш. Мирзаев
Узбекистан
к.ю.н., заместитель директора по духовно-просветительской работе и работе с молодёжью, филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
ул. Амира Тимура, 22, 100060, Ташкент
Список литературы
1. Akhmetova, A. A., & Ordabaeva, S. K. (2016). Academic mobility as a basis for the development of international cooperation. Higher school of Kazakhstan, 4, 27-28. (In Russ) 4.pdf (highedujournal.kz)
2. Borchgrevink, H. M., & Scholz, B. (2013). New concepts of researcher mobility: A comprehensive approach including combined/part-time positions. Science policy briefing, 49. 1-8.
3. Balasooriya, C., Asante, A., Jayasinha, R., & Razee, H. (2014). Academic mobility and migration: Reflections of international academics in Australia. Bingley, Emerald Group Publishing Ltd.
4. Bonnard, C., Calmand, J., & Giret, J. F. (2017). International mobility of French Ph. Ds. European journal of higher education, 7(1), 43-55. https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1257479
5. Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan Country report: on the implementation of the parameters of the Bologna process in the universities of the Republic of Kazakhstan. Center for the Bologna process and academic mobility, (2020) [cited January 15, 2022]. Available: https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/reference_information/documents (In Russ)
6. Dabic, M., González-Loureiro, M., & Harvey, M. (2015). Evolving research on expatriates: what is ‘known’after four decades (1970–2012). The International Journal of Human Resource Management, 26(3), 316-337. https://doi.org/10.1080/09585192.2013.845238
7. Dias Lopes, A., Mateos‐Gonzalez, J. L., & Wakeling, P. (2023). How do tuition fee increases affect international mobility? The case of European Union students in England. European Journal of Education, 1–19. https://doi.org/10.1111/ejed.12592
8. Donetsky A. M., & Kolesnikova O. A. (2014). Competitiveness of youth: theoretical and practical aspects. Vestnik VSU. Series: economics and management, 1, 73-79 (In Russ)
9. Franzoni, C., Scellato, G., & Stephan, P. (2014). The mover’s advantage: The superior performance of migrant scientists. Economics Letters, 122(1), 89–893. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2013.10.040
10. Kotlyarova, I. O., & Naidanova, Y. V. (2017). Formation of personal mobility in the system of continuing education: a review. Bulletin of SUSU. Series “Education. Pedagogical Sciences”, 2, 6–26. (In Russ)
11. Kuatova, A. A., Izbasarova, A. B., Amangeldykyzy, A., Atsieva, E. A., & Balmagambetova, V. M. (2016). Features of the implementation of academic mobility in universities. Higher school of Kazakhstan, 4, 29-30. (In Russ) 4.pdf (highedujournal.kz)
12. Roshid, M. M., & Seraj, P. M. I. (2023). Interrogating higher education’s responses to international student mobility in the context of the COVID-19 pandemic. Heliyon, 9, 1-10. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13921
13. Perna, L. W., & Jumakulov, Z. (2015). Understanding the human capital benefits of a government-funded international scholarship program: An exploration of Kazakhstan’s Bolashak program. International Journal of Educational Development, 40, 85-97, 40, 85–97. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2014.12.003
14. Poldolina, M. L. (2003). How to prepare a competitive graduate: Monograph. M.: Academy of Professional Education. (In Russ)
15. Restaino, M., Vitale, M. P., & Primerano, I. (2020). Analysing international student mobility flows in higher education: a comparative study on European countries. Social Indicators Research, 149, 947-965. https://doi.org/10.1007/s11205-020-02282-2
16. Savenkova T. I. (2007). Competition between universities and the competitiveness of specialists as a vector for the movement of education on the path to progress. Audit and financial analysis, 1, 407–414. (In Russ)
Рецензия
Для цитирования:
Есимова Ш.А., Хасенова Л.А., Мирзаев Ш.Ш. Оценка экономической эффективности академической мобильности на трудоустройство выпускников. Economy: strategy and practice. 2023;18(4):22-39. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-22-39
For citation:
Yessimova Sh.A., Khasenova L.A., Mirzaev Sh.S. Assessment of the Economic Effectiveness of Academic Mobility on Graduate Employment. Economy: strategy and practice. 2023;18(4):22-39. (In Russ.) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-22-39