Теоретический обзор научных исследований качества высшего образования на основе библиометрического анализа
https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-40-54
Аннотация
В настоящее время, несмотря на проведенную эмпирическую и теоретическую работу, качество высшего образования остается предметом дискуссий, и выводы, касающиеся этих взаимосвязей, все еще далеки от консенсуса. Обзор литературы показал, что различные модельные характеристики и наборы данных могут влиять на качество высшего образования с помощью методов оценки. Кроме того, был проведен обзор актуальных в настоящее время областей исследований и тенденций в развитых странах с высоким качеством образования. Это исследование направлено на обзор научных работ, чтобы определить основные концепции и темы в области высшего образования., Цель статьи – выявить пробелы в этой теме для будущих исследований. С помощью инструмента R-package Biblioshiny был проведен библиометрический анализ литературы. Выборка включает 181 публикацию из базы данных Scopus. Статьи анализируются в отношении ежегодных научных продуктов, наиболее важных источников, организаций, сети соответствия, тематического картирования и эволюции, чтобы понять тенденции в области качества высшего образования. В результате анализа выявлены основные факторы, влияющие на качество высшего образования. Исследование показало, что библиометрический анализ важен для детализации теоретической литературы и создания интегрированной теоретической основы качества высшего образования. Этот обзор дает рекомендации по проникновению в эту междисциплинарную область.
Ключевые слова
Об авторах
П. К. СалибековаКазахстан
PhD докторант, старший преподаватель, Школы Экономики и финансов
ул. Розыбакиева 227, 050060, Алматы
А. Е. Калиева
Казахстан
PhD, и.о. доцента
пр. аль-Фараби 71, 050040, Алматы
Ш. А. Болуспаев
Казахстан
PhD, и.о. доцента
пр. аль-Фараби 71, 050040, Алматы
Список литературы
1. Al-Omoush, M., Alrahahleh, A., & Alabaddi, Z. (2015). Total Quality Management in Higher Education. Information and Knowledge Management, 5(12), 49-59. https://www.iiste.org/Journals/index.php/IKM/article/view/27810
2. Asiyai, R. I. (2016). Challenges of Quality in Higher Education in Nigeria in the 21st Century. International Journal of Educational Planning & Administration, 3(2), 159-172. https://hdl.handle.net/10520/EJC-5cdc4ddff
3. Brika, S., Algamdi, A., Chergui, K., Musa, A., & Zouaghi, R. (2021). Quality of Higher Education: A Bibliometric Review Study. Frontiers in Education, 6, 666087-666102. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.666087
4. De Bellis. N. (2009). Bibliometrics and citation analysis: From the Science citation index to cybermetrics. Lanham, Maryland, Scarecrow Press.
5. DiDomenico, E., & Bonnici, J. (1996). Assessing service quality within the educational environment. Education, 116(3), 353-360. https://go.gale.com/ps/i.do?id=GALE%7CA18434919&sid=googleScholar&v=2.1&it=r&linkaccess=abs&issn=00131172&p=AONE&sw=w&userGroupName=anon%7Ec5f1269f&aty=open-web-entry
6. Joo, S., Durband, D., & Grable, J. (2008). The Academic Impact of Financial Stress on College Students. Journal of College Student Retention: Research, Theory and Practice, 10(3), 287-305. https://doi.org/10.2190/CS.10.3.c
7. Kelesbayev, D., Kalykulov, K., Yertayev, Y., Turlybekova, A., & Kamalov, A. (2016). A Case Study for using the Quality Function Deployment Method as a Quality Improvement Tool in the Universities. International Review of Management and Marketing, 6(3), 569-576. https://dergipark.org.tr/en/pub/irmm/issue/32093/355385?publisher=http-www-cag-edu-tr-ilhan-ozturk
8. Mulet-Forteza, C., Genovart-Balaguer, J., Merigó, J., & Mauleon-Mendez, E. (2019), Bibliometric structure of IJCHM in its 30 years. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 31(12), 4574-4604. https://doi.org/10.1108/IJCHM-10-2018-0828
9. Otlet, P. (1934). Traité De Documentation: Le Livre Sur Le Livre, Théorie Et Pratique. Editiones Mundaneum: Bruxelles, Belgium.
10. Pavlov, O., & Katsamakas, E. (2020). Will colleges survive the storm of declining enrollments? A computational model. PLOS ONE, 15(2), 1-29. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0236872
11. Pedro, E., Leitão, J., & Alves, H. (2020). Bridging Intellectual Capital, Sustainable Development and Quality of Life in Higher Education Institutions. Sustainability, 12(2), 1-27. http://dx.doi.org/10.3390/su12020479
12. Pritchard, A. (1969). Statistical bibliography or bibliometrics. Journal of Documentation, 25(4), 348-349.
13. Rieckmann, M. (2012). Future-oriented higher education: which key competencies should be fostered through university teaching and learning? Futures, 44(2), 127–135. http://dx.doi.org/10.1016/j.futures.2011.09.005
14. Ryan, T. (2015). Quality Assurance in Higher Education: A Review of Literature. Higher Learning Research Communications, 5(4), 1-12. http://dx.doi.org/10.18870/hlrc.v5i4.257
15. Salas-Zapata, W. A., Ríos-Osorio, L. A., & Cardona-Arias, J. (2018). Knowledge, Attitudes and Practices of Sustainability: Systematic Review 1990– 2016. Journal of Teacher Education for Sustainability, 20(1), 46 - 63. https://doi.org/10.2478/jtes-2018-0003
16. Schindler, L., Puls-Elvidge, S., Welzant, H., & Crawford. (2015). Definitions of Quality in Higher Education: A Synthesis of the Literature. Higher Learning Research Communications, 5(3), 3-13. http://dx.doi.org/10.18870/hlrc.v5i3.244
17. Seymour, D. T. (1992). On Q: Causing Quality in Higher Education. New York, Macmillan Publishing Company.
18. Vykydal, D., Folta, M., & Nenadal, J. (2020). A Study of Quality Assessment in Higher Education within the Context of Sustainable Development: A Case Study from Czech Republic. Sustainability, 12(4769), 1-22. https://doi.org/10.3390/su12114769
19. Yusuf, F. A., (2023). Total quality management (TQM) and quality of higher education: A meta-analysis study. International Journal of Instruction, 16(2), 161-178. https://doi.org/10.29333/iji.2023.16210a
Рецензия
Для цитирования:
Салибекова П.К., Калиева А.Е., Болуспаев Ш.А. Теоретический обзор научных исследований качества высшего образования на основе библиометрического анализа. Economy: strategy and practice. 2023;18(4):40-54. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-40-54
For citation:
Salibekova P.Q., Kaliyeva A.E., Boluspayev Sh.A. Theoretical Review of Scientific Research Work in the Quality of Higher Education Based on Bibliometric Analysis. Economy: strategy and practice. 2023;18(4):40-54. (In Kazakh) https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-4-40-54