Preview

Экономика: стратегия и практика

Расширенный поиск
Том 15, № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF
11-20 55
Аннотация
Эффективное функционирование системы образования, в том числе высшего, является одной из активно обсуждаемых тем, связанных с социально-экономическим развитием страны в современном мире. Известно, что статус страны определяется уровнем реализации ее образовательного потенциала, основным показателем которого считается место высшего учебного заведения в мировых рейтингах. Включение высшего учебного заведения в мировые рейтинги и наличие твердой позиции, равной или сопоставимой с ведущими мировыми университетами, можно рассматривать как признак конкурентоспособности высшего образования страны и результат эффективности проводимых реформ и своевременности внедрения инноваций. Университеты стран СНГ сумели занять достойное место и продемонстрировать положительную динамику, характеризующую эффективность образовательных реформ в этих странах. Авторы настоящей статьи представили результаты анализа динамики высших учебных заведений в международных рейтингах высшего образования во взаимосвязи со спецификой развития сферы высшего образования.
21-38 26
Аннотация

В статье рассмотрена терминология понятия «управление» и «система управления» как важнейших аспектов деятельности современных предприятий с позиции различных авторов, а также обзор методологических подходов для оценки эффективности систем управления современным предприятием. Эффективность системы управления рассматривается с точки зрения двух подходов: экономической и социальной эффективности. Оба подхода представлены в виде системы показателей с помощью которых можно дать количественную оценку системы управления современного предприятия. В работе представлен расчет показателей эффективности системы управления на примере некоторого гипотетического предприятия в количественных детерминантах. Для более точной оценки эффективности системы управления на основе рассчитанных показателей использованы модели сбалансированных показателей Лоренца - Мейсела. Кроме того, в целях более полной характеристики, действующей на предприятии системы управления, использована концепция «управленческой решетки», которая включает в себя две составляющие работы менеджера: первая - внимание к решению производственных задач, вторая - внимание к людям. В целях повышения экономической эффективности системы управления предприятием предложены следующие мероприятия: 1) совершенствование нормирования труда административно-управленческого персонала; 2) совершенствование организации производства и труда за счет улучшения использования рабочего времени административно-управленческого персонала; 3) сокращение расходов на обслуживание аппарата управления. Экономическая целесообразность предложенных мероприятий доказана с использованием передовых современных методик, которые доказывают эффективность представленных мероприятий, что отражено в виде таблицы технико-экономических показателей прогнозируемого периода.

39-50 86
Аннотация

Цель статьи - выдвинуть проблему взаимосвязи культуры и экономического развития страны как путь закрепления успешного экономического развития на долгосрочную перспективу и оценить воздействие показателей по культуре на показатели экономического роста. В статье используются методы логического исследования, прогнозирования, анализа и синтеза на основе системно-информационного подхода, методики Р. Инглхарта связи между культурными характеристиками и уровнем социально-экономического развития и Г. Хофстеда измерения социокультурных характеристик культуры. Новизной статьи является обоснование того, что в условиях экономической нестабильности особое значение приобретает предлагаемый в статье подход, основанный на исследовании воздействия экономического сегмента культуры на темпы роста экономики страны. Выдвинута гипотеза, что для достижения социально экономического прогресса и закрепления успешного развития страны необходима тесная взаимосвязь государственных и общественных институтов, культуры и применяемых на соответствующем этапе уровня стандартов их взаимосвязи и темпов роста экономического развития. Проанализированы проблема зависимости от предшествующего развития экономики - «эффекта колеи» и экономические статистические показатели в сфере культуры в странах ЕС. Предложены рекомендации по изменению социокультурных установок общества и его ценностей в направлении экономического развития с более высокими темпами экономического роста. В статье сделаны аналитические выводы о тенденциях занятости и предпринимательства в сфере культуры стран ЕС.

51-57 23
Аннотация

В статье преследуется цель определения роли и места денежно-кредитной политики в экономическом развитии страны. При проведении хронологического анализа внимание акцентируется на периодах резкой девальвации национальной валюты. Проведена динамическая оценка изменения валютного курса по отношению к доллару США. Последовательно анализируется и оценивается политика Национального банка в условиях кризиса. Проведена эконометрическая оценка инвестиционной функции для обоснование применяемых инструментов денежно-кредитной политики. Основой для построения модели послужили статистические данные в квартальном разрезе за последние десять лет в Казахстане. Авторами были раскрыты необходимые условия возникновения спекулятивных атак на валютном рынке. Основываясь на этих закономерностях, предложены три варианта действия Центрального Банка по предотвращению спекулятивных атак. Эконометрические расчеты также подтвердили выводы, что динамика прямых и портфельных инвестиций обусловлена рентабельностью лидирующих отраслей экономики и изменением валютного курса. Выявленные особенности взаимосвязи накладывают существенные ограничения на возможность использования политики инфляционного таргетирования, которая хотя и снижает уровень инфляции до целевых показателей в краткосрочном периоде, но в долгосрочной перспективе не может обеспечить экономический рост и стабильность цен. Авторы пришли к выводу, что в макроэкономическом регулировании денежно-кредитная политика занимает важную роль. Вместе с тем сырьевая ориентированность экономики накладывает ограничение на использование классических инструментов монетарной политики.

59-71 21
Аннотация
Продовольственная безопасность является частью национальной безопасности страны, потому что ни одна страна не может обеспечить национальную безопасность, в том числе экономическую, без удовлетворения спроса на качественные продукты питания. Потребление основных продуктов питания - одна из основных составляющих уровня жизни населения, общая характеристика социальной ситуации в регионе, сумма жизненно важных благ, потребляемых преимущественно населением, а также ключевой фактор стабильности. В исследовании представлены результаты потребления отдельных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения. Нормативные права потребления продуктов питания были сопоставлены с физиологическими нормами потребления, а также рассмотрен региональный аспект душевого потребления с точки зрения минимального и максимального потребления. Определены объемы потребления продуктов питания 2015-2019 годах с указанием лидирующих и наименее потребляемых регионов. В последние годы уровень структуры потребления пищи населением существенно изменился, на что влияет ряд факторов: национальные особенности питания, климат территории, экономические факторы.
73-80 16
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы государственного планирования в Республике Казахстан с учетом методологии ОЭСР. По мнению авторов, приоритеты оценки эффективности системы государственного планирования должны предусматривать разработку и использование системы целевых индикаторов и соответствующей системы мониторинга. На основе обобщения международного и отечественного опыта в области стратегического планирования авторы предлагают использование методологии ОЭСР. В качестве новых подходов к исследованию, авторы предлагают систему зеленых индикаторов, анализируют динамику соответствующих показателей в казахстанской статистике и обосновывают рекомендации правительству по дальнейшему совершенствованию системы государственного планирования на этапе ее модернизации.
81-88 43
Аннотация
Цель исследования - проведение анализа структуры занятости молодежи за 2014-2018 гг., определение влияния пандемии на развитие национального и регионального рынков труда, выделение проблемы несбалансированности молодежного рынка труда и выявление особенностей внутренней миграции молодого населения на казахстанском рынке труда. Методология исследования включает общенаучные, частные, эмпирические и теоретические методы. При подготовке статьи были использованы методы и инструменты статистического анализа, сравнительного, структурного, факторного анализа. В качестве статистического инструментария использованы методы табличного и графического представления данных. Оригинальность/ценность исследования - необходимость оценки положения молодежи на национальном рынке труда обусловлена определяющей ее ролью в социально-экономическом развитии страны. Обеспечение успешной интеграции молодежи в общество решает широкий круг задач, среди которых достижение общественного воспроизводства, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности молодых специалистов. Результаты исследования: предложены меры по улучшению положения молодежи на казахстанском рынке труда.
89-100 23
Аннотация
В процессе эволюции, особенно после 1990-х годов, исламский банкинг получил важный импульс развития как в мире, так и в Центральной Азии. В Казахстане, одной из значимых стран Центральной Азии, исламский банкинг развивается параллельно с тенденцией развития региона в целом. Исламская банковская система стала активна после глобального экономического кризиса 2008 года. Аналитики считают, что к 2030 году Казахстан станет исламским центром среди стран СНГ и Центральной Азии, таким образом, станет важной ключевой страной для развития исламской финансовой системы. Ввиду этой важности в исламском банковском секторе, данное исследование сосредоточено на прошлом, настоящем и будущем исламского банкинга в Казахстане.
101-110 47
Аннотация
В настоящее время Китай в качестве крупнейшей экономической державы оказывает мощное влияние на соседние по региону страны по различным аспектам регионального и международного взаимодействия: от вопросов военного плана до экономического сотрудничества. Одним из этих регионов является Центральная Азия (ЦА), ставшая в последнее десятилетие важным объектом для планов КНР в свете реализации своей, прежде всего, внешнеэкономической стратегии. Казахстан, в свою очередь, являясь самой крупной по своей экономике страной ЦА, также нацелен на развитие регионального экономического сотрудничества с другими странами данного региона: Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. При этом экономика всех стран ЦА, и прежде всего Казахстана, находится под сильным воздействием проектов КНР, направленных на взаимодействие с ними. Среди данных проектов важнейшее место занимает проект«Один пояс - один путь», созданный в связи с ним Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути и др. Цель статьи - выявление влияния проектов Китая в ЦА на развитие экономического сотрудничества Казахстана с соседними по региону ЦА странами. Для достижения поставленной цели использованы такие методы аналитических и статистических исследований, как анализ зарубежных и отечественных изданий по исследуемой теме, статистические данные, характеризующие экономику и внешнюю торговлю Китая и стран Центральной Азии. Китай, являясь в настоящее время крупным игроком в экономике Центральноазиатских стран и особенно Казахстана, оказывает дополнительное как положительное, так и негативное влияние на стратегическое экономическое сотрудничество Казахстана с другими странами Центральной Азии.
111-121 24
Аннотация
Устойчивость государственных финансов обеспечивает стабильное, эффективное развитие государства и как следствие, повышение уровня и качества жизни населения. Страна, имеющая в качестве основы своего развития внутренние источники финансирования, имеет более устойчивые и высокие долгосрочные перспективы развития и роста. Элементы финансовой системы поддерживают и усиливают друг друга, а основные рычаги воздействия на экономику находятся внутри страны. Только в этом случае можно утверждать, что страна обладает долгосрочным финансовым суверенитетом. В статье проведена оценка устойчивости государственных финансов Республики Казахстан на основе рассчета показателей финансовой устойчивости государства. При этом оценка устойчивости государственных финансов рассматривается с точки зрения воздействия государственного долга, поэтому в качестве индикаторов оценки использованы структурные коэффициенты состава внешнего и внутреннего долга, которые характеризуют долговую нагрузку, долговую зависимость бюджета, гражданина страны, а также долгового предела и т.д. Рассчитанные коэффициенты на основе данных Казахстана были сопоставлены с их пороговыми значениями, в результате чего был сделан ряд выводов об устойчивости государственных финансов РК. Кроме того, были определены коэффициенты, находящиеся на пределе на момент исследования и повышение которых может отрицательно повлиять на устойчивость государственных финансов РК.
123-138 50
Аннотация
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка практических рекомендаций в области методов оценки налоговой нагрузки и регулирования ее величины, способствующей инновационному развитию экономики. Объектом исследования является налоговая нагрузка субъектов РК, рассматриваемая в аспекте ее рационализации в интересах стимулирования роста ВРП. Предметом исследования выступают процессы формирования налоговой нагрузки, а также модели оценки ее допустимого уровня. Методы исследования. В исследовании для получения, обработки и анализа исходных материалов использовались различные методы: общенаучные, методы экономического анализа, математической статистики и экономико-математического моделирования. Обработка фактических данных и соответствующие расчеты осуществлялись с использованием табличного процессора Microsoft Excel. Вклад автора в проведенное исследование. Автором внесен вклад в развитие теоретико-методических положений, выводов, научно-практических рекомендаций по моделированию влияния налоговой нагрузки на ВРП и апробацию результатов исследования. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методических положений по совершенствованию оценки налоговой нагрузки на экономику с учетом факторов, привносимых реформированием налоговой системы. Практическая значимость исследования состоит в том, что обоснованные в работе теоретические положения, содержащиеся в ней предложения и рекомендации, могут быть использованы: органами государственного управления при разработке комплексных мер по построению эффективной налоговой системы; налоговыми органами в целях проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности и выявления факторов, влияющих на уровень налоговой нагрузки и неисполнение налоговых обязательств; предприятиями в области налогового менеджмента и бизнес-планирования.
139-146 20
Аннотация
Для мониторинга и разработки стратегий и программ экономического развития креативных индустрий необходима надежная и своевременная статистическая информация об отрасли. На сегодняшний день отсутствие международных стандартов для сбора данных по отраслям культуры является серьезным препятствием для правительств, которые хотят отслеживать экономическое и социальное воздействие креативных индустрий, а также затрудняет сопоставление на международном уровне. Целью данного исследования является проведение обзора методологических основ сбора статистической информации в области креативных индустрий. Для достижения цели был проведен структурированный обзор литературы, в результате которого проанализированы существующие методологии мониторинга и оценки креативных индустрий, методы расчета индикаторов креативных индустрий и креативной экономики в международной практике. Были определены препятствия, которые возникают при сборе статистики, а также преимущества и недостатки существующих методов сбора статистической информации в области креативных индустрий.
147-154 8
Аннотация
В условиях нарастания социально-экономических угроз, связанных с риском вовлечения банков второго уровня в легализацию незаконных доходов, необходимо создание эффективной системы финансового мониторинга для снижения этого риска. Цель исследования - предложить и протестировать модель управления финансовой безопасностью в банках второго уровня в Казахстане, основанную на комбинации моделей кластеризации и рекурсивных наименьших квадратов, которая позволяет осуществлять трехуровневую обработку входящей информации в банках с целью выявлять скрытые данные, представляющие финансовую угрозу для деятельности банков второго уровня. Методология исследования основана на сочетании моделей алгоритма кластеризации APC-III и рекурсивного метода наименьших квадратов (RLS), при этом алгоритм немного модифицирован в соответствии с рекомендациями OECD. Такой подход позволил рассматривать операции банков на трех уровнях и во время переходов выявлять подозрительные операции, требующие немедленной проверки руководством банка. Применение модели позволило выявить, что в среднем около трети операций банков можно отнести к категории подозрительных, а значит, они требуют тщательного изучения. В нашем случае мы выбрали 200 случаев из исходных данных, смешанных с 70 подозрительными транзакциями, для изучения модели. В результате статистической обработки банковских операций было выявлено 90 операционных данных, из которых 27 оказались подозрительными, то есть около 30% проверенных транзакций были признаны подозрительными. В результате предоставления этой информации банку удалось выявить 19 транзакций, направленных на отмывание денег.
155-167 36
Аннотация
В данной статье проводится исследование механизма иностранного инвестирования через банковские инновации в Казахстане, оценка текущего состояния и роли иностранных дочерних банков в условиях сложившейся в регионе макроэкономической экосистемы и перспектив появления новых игроков в связи со вступлением Казахстана в ВТО. Основное внимание уделено деятельности дочерних структур иностранных финансовых институтов, которые стали полноценными инвесторами в казахстанскую экономику. Также предпринята попытка гипотетически оценить воздействие новых отрицательных трендов глобальной экономики на банковскую систему Казахстана.
169-179 31
Аннотация
В условиях современного экономического развития вопросы развития цифровых экономик, особенно в период перестройки ряда стран на рельсы четвертой промышленной революции, приобретают особую актуальность. Формирование цифровой экономики - актуальная задача развития страны, решение которой способно отразить вызовы глобальной конкуренции и обеспечить национальную безопасность. Благодаря стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий появилась основа для развития цифровой экономики и последующей цифровой трансформации отраслей промышленности, где одним из ключевых элементов выступают цифровые платформы, которые представляют собой не просто выстроенный аппаратно-программный комплекс, а систему взаимоувязанных приложений, программ и бизнес-операций, обеспечивающих эффективное функционирование всех процессов, протекающих в компании. В рамках статьи подробно рассмотрены подходы к понятию «цифровая платформа» и его типологии. Особое внимание было уделено открытым образовательным ресурсам (OER), открытым / виртуальным лабораториям, социальным сетям ученых и краудфандинговым платформам. Для каждой из них был приведен пример с зарубежных и отечественных платформ, проведен сравнительный анализ.
181-192 22
Аннотация
Цель статьи - выработки конкретных предложений по развитию системы проектного управления, в части совершенствования институционально-правового обеспечения, а также совершенствования организации деятельности проектного офиса на основе проведения анализа текущего состояния работы по принципам проектного управления в государственном секторе Казахстана. Проанализирована работа проектного офиса конкретного государственного органа, выявлены основные пробелы в работе и предложен ряд рекомендаций по их уменьшению или устранению. Рекомендации связаны с организационной и методологической частями, а именно с работой проектного офиса и введением и развитием регламента в государственном секторе. В целом концепция применения проектного менеджмента рассмотрена с точки зрения системы государственного планирования, которая сегодня функционирует в стране. То есть использование элементов и инструментов проектного управления накладывается на действующий закон, а именно в части документов, составляющих государственное планирование. Тем самым в статье был использован не только аналитический подход, но и информационный. Сделан и обоснован вывод о необходимости достижения организацией определенного уровня зрелости перед внедрением проектного управления. Даны также конкретные предложения в части внесения изменений в правовую часть. Описана архитектура виртуального проектного офиса, набирающая свою актуальность в последнее время. Также отдельно рассмотрена роль ответственного секретаря, предложено отведение данной категории должности специальных полномочий проектного менеджера. Использованы следующие методы исследования: анализ документов, кейс-стади, дедукция, обобщение и конкретизация.
193-204 25
Аннотация
Успешное развитие национальной экономики требует наличия определенного технологического потенциала. Технологические преимущества стали сегодня решающим фактором международной конкуренции, поэтому крайне важно добиваться реализации накопленного технологического потенциала и его дальнейшего укрепления. В статье рассмотрены понятие «технологический потенциал», а также смежные с ним экономические категории, обоснована авторская позиция об их содержании. Проведен анализ существующих отечественных и зарубежных подходов к оценке научно-технологического потенциала. Дана оценка современного состояния научно-технического потенциала Казахстана. Отмечено, что последние годы в стране приняты меры по созданию новых форм управления финансированием науки, но уровень научно-технологического потенциала еще не в полной мере соответствует запросам реального сектора экономики потребностям общества. Предметом исследования является технологический потенциал развития инновационной экономики в Казахстане для обеспечения глобальной конкурентоспособности страны на мировом рынке.


ISSN 1997-9967 (Print)
ISSN 2663-550X (Online)